Места хватит не всем

Денис Болихов
3 декабря 2001, 00:00
  Урал

Уральский рынок иностранных автомобилей развился настолько, что с трудом умещается в крупнейшем выставочном комплексе региона

В начале декабря в Екатеринбурге под одной крышей на мотор-шоу "XXI век начинается" соберутся практически все официальные дилеры ведущих мировых автопроизводителей, работающие в Екатеринбурге. О предстоящем событии и ситуации на рынке импортных автомобилей рассказывает организатор выставки, вице-президент Уральской автомобильной ассоциации Павел Шестопалов:

- Не секрет, что Екатеринбург - весьма экономически развитая в сравнении с большинством городов России территория, здесь есть достаточное количество состоятельной публики, соответственно хорошо развит и автомобильный рынок. Не зря этот город назначили столицей федерального округа, таковым он по сути и является. Сюда за машинами и на техническое обслуживание приезжают из Тюмени, Челябинска, Перми, Кургана и многих других крупных городов.

Для поддержания этого имиджа и дальнейшего развития рынка необходимо было создать сильную, зрелищную и информативную выставку. Это долгое время не удавалось сделать, поскольку поначалу за проведение автомобильных шоу взялись организации, в основном специализирующиеся на проведении выставок "достижений народного хозяйства".

То, что получалось в результате, не нравилось нам, потому что организаторы видели в этом мероприятии в первую очередь коммерческий интерес и на конечную задачу работали не слишком эффективно. В том числе нас не устраивала цена - 100 долларов и выше за квадратный метр выставочной площади, и это не считая дополнительных расходов на аренду оборудования, регистрационный сбор. Выходило по 2000 долларов за машину. Иногда это вся прибыль, которую дилеры получают с одного автомобиля. Откуда взялась эта цифра, непонятно, мы ведь не в Москве и не в Швейцарии. В результате получался не слишком качественный продукт за неприемлемые деньги.

Пришлось взяться за проведение таких выставок собственными силами - силами Уральской автомобильной ассоциации. Мы хорошо представляли, что цель выставки не заработать деньги, а эффектно показать новинки и самые интересные модели. И в итоге оказалось, что выставочная площадь стоит почти на порядок меньше, а пространство, которого вечно не хватает, возможно организовать лучше.

- События, именуемые автомобильными выставками, происходят несколько раз в год под открытым небом на главной площади Екатеринбурга и в павильонах. Чем "Мотор-шоу" отличается от остальных?

- Те мероприятия, которые мы проводим на открытом воздухе, автосалонами назвать нельзя. Это в чистом виде популяризация автомобиля как такового, и представление новинок - не самоцель. Там главные посетители - простые жители нашего города и совсем не обязательно сегодняшние покупатели. Выставки в КОСКе "Россия" рассчитаны прежде всего на тех, кто реально интересуется новинками и может позволить себе такие автомобили. Удачно, что шоу проходит в декабре, многие по традиции собираются начать с нового года новую жизнь и меняют автомобиль, а предприятия в конце отчетного периода стараются избавиться от финансовых излишков. К этому времени как раз поспевают последние новинки мирового автопрома: у западных концернов принято обновлять модельный ряд к концу осени.

Правда, в будущем мы, наверное, откажемся от ежегодного проведения салона, будем делать его один раз в два года, как поступают москвичи. По-настоящему заметные изменения, серьезное обновление моделей происходит именно за такой период.

- Насколько наполненным и разнообразным можно считать уральский автомобильный рынок?

- У всех ведущих фирм-производителей в Екатеринбурге имеются или в ближайшем будущем появятся свои официальные дилеры. За редким исключением, вроде SEAT, Citroen, но и их время придет. Поданы заявки на открытие центров достаточно экзотических для нашего региона фирм, например, несколько претендентов желают стать дилерами Jaguar.

Состояние дилерской сети очень разное: от полноценных комплексов, включающих необходимые компоненты (салон для продажи автомобилей, склад запасных частей, сервис, выполняющий всю гамму работ), до продажи под одной крышей нескольких слабо совместимых марок. Но таких "отстающих" становится все меньше, качество по крайней мере половины салонов уже отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ним статус дилера.

- С какой скоростью мы движемся к цивилизации?

- Отстаем от Москвы на три года.

- А Москва от мирового уровня?

- Я бы не сказал, что она вообще отстает, если мы говорим о качестве дилерских объектов. В столице есть проекты, которые сильнее некоторых европейских. Возьмите, например, феномен компании Mitsubishi в России. Не секрет, что автомобили этой фирмы продаются в основном в Японии и других азиатских странах. В Европе, Америке эта марка не слишком котируется, такова маркетинговая политика компании. А в России - просто уникальный случай - наш отечественный дилер сделал ставку именно на этот брэнд, раскрутил его, и сегодня продажи Mitsubishi составляют 8 - 9% от всего рынка импортных автомобилей в стране. Это очень много.

Другой пример. Еще три года назад никто не думал, что Peugeot так резко ворвется на рынок и потеснит других признанных лидеров.

- То есть через три года и уральские дилеры будут соответствовать мировому уровню сервиса и продаж?

- Мы к этому идем, по ведущим маркам ситуация должна стать именно такой. Построены или строятся новые, соответствующие всем требованиям производителя здания. Если еще четыре года назад дилер просто продавал машины - открывал торговую точку и на этом зарабатывал деньги, то сегодня подходы совершенно иные. Успешно продавать ты можешь лишь тогда, когда поддерживаешь весь сервис. К тому же быть официальным представителем становится все сложнее. Если раньше производителям было без разницы: продает дилер машины - хорошо, обслуживает - еще лучше, обеспечивает запчастями - вообще превосходно, то сейчас требования резко ужесточились. Дилер обеспечивает не просто наличие всех составляющих, но и полное соответствие требованиям, вплоть до цвета, в который окрашен автосалон и даже архитектурного исполнения здания, в котором он находится. Должна быть узнаваемость. Вы приезжаете в любую страну мира, видите типовое здание и можете даже вывески не читать - вы знаете, что это салон такой-то фирмы. Скажем, Audi требует, чтобы автомобили этой марки выставлялись только в так называемых ангарах, исполненных в стиле модерн, соответствующих дизайну машин, продаваемых в нем. Если вместо ангара дилер предлагает построить бетонную коробку, пусть вместительную и в хорошем месте, ему отвечают: извините, мы не можем этого позволить.

- Это нормально, что в одном городе начинают конкурировать несколько дилеров одной марки, не создает ли это ненужного соперничества?

- На самом деле территория не такая уж и узкая. В одном только Екатеринбурге на учете числится свыше 8 тысяч автомобилей Toyota, и одна станция, естественно, просто не в состоянии обслужить такое количество машин. Появление второго дилера, если ведется правильная политика, не отбирает хлеб у первого, а удваивает объемы продаж и обслуживания. Вытаскивает на цивилизованный уровень тех, кто до сих пор чинил свой импортный автомобиль в гараже у "дяди Васи". Если рынок вмещает сразу несколько дилеров одновременно, почему бы им не работать параллельно и одинаково эффективно? Кому-то ближе и удобнее обслуживаться у одного, кого-то больше устраивает подход и ценовая политика другого.

Конечно, если бы емкость рынка была иной, скажем тысяча машин, говорить об этом не имело бы смысла. На сегодняшний день пока незачем открывать два салона Volvo или Mercedes, это будут неэффективные вложения и неоправданно высокая внутренняя конкуренция.

- Почему производители резко озаботились стилистикой и культурой продажи автомобилей, а раньше смотрели на это сквозь пальцы? Увидели, что экономика России поднимается и начали предъявлять повышенные требования?

- Нет, такова общемировая тенденция. Возьмем концерн Volkswagen, куда входит в том числе и Audi. Внутри концерна производятся автомобили принципиально разного характера и темперамента. Volkswagen - это, условно говоря, "бюргерская" машина, добротная, спокойная, комфортная и вместительная, для того чтобы можно было всем семейством поехать на пикник, в сад-огород. Audi - это нечто более темпераментное, агрессивное, стильное, индивидуальное, а значит, и более дорогое. Некоторое время две эти марки одного концерна во всем мире продавались вместе. Учитывая некоторую внешнюю схожесть, одинаково высокое качество, покупатель путался и не мог сделать выбор. Что не способствовало продвижению автомобилей на рынок. Вскоре стало очевидно, что был сделан неверный маркетинговый ход, и решением менеджмента компании торговые сети теперь полностью разделены. Для того чтобы подчеркнуть разницу между этими марками, производитель начал требовать даже различную архитектуру зданий для своих автоцентров. У Volkswagen это нечто спокойное, традиционное, а у Audi обязательна асимметричность, ломаные линии, ультрасовременные интерьеры и мебель. Технологичность здания должна подчеркивать технологичность автомобиля.

С той же проблемой столкнулись и японцы. Для конкуренции с Mercedes концерном Toyota был создан отдельный брэнд Lexus. Эксклюзивная марка, высшее качество, новейшие технологии - словом, японский Mercedes. Очевидно, что Toyota и Lexus - автомобили с совершенно разной идеологией. Однако их начали продавать в одном выставочном зале - и Lexus "не пошел". Сегодня принято решение развести две эти торговые марки. У Lexus будет отдельная сеть продажи и обслуживания, как предполагается, безукоризненного качества, сегодня для него вырабатывается единый корпоративный стандарт.

Кстати, еще один очень важный вывод, к которому приходят компании-производители: цена у дилера в любой точке страны должна быть одинакова. Различаться она может лишь на стоимость транспортировки. Стоит ли сегодня из-за разницы в 200 - 300 долларов ехать за автомобилем в Москву - большой вопрос: во-первых, неизвестно, что с тобой может случиться по дороге, а во-вторых, в Москве очень много серых дилеров, а это значит, что машины не подготовлены к российским условиям, соответственно ни один официальный дилер уже на месте не возьмет этот автомобиль на гарантию. В результате получается, что никакой экономии и нет.

Единственная разница - в Екатеринбурге меньше выбор, и если ты заказываешь какой-то особенный цвет или эксклюзивную комплектацию, необходимо подождать от 10 дней до максимум 3 месяцев.

- Последний вопрос: какие новинки будут представлены на этом "Мотор-шоу"?

- Вообще-то в мировой практике автомобили на салонах представляют производители, а не дилеры, но в регионах это еще не скоро будет возможно.

Тем не менее к каждой выставке все стараются привезти новинки. У Toyota это новейшая Camry. Впервые официально будет представлена обновленная Audi A6 с новым 3-литровым двигателем, Hyndai сразу с тремя новинками Santa Fe, новой Sonata и большим джипом Terracаn, полноприводная Volvo S-60.

Это действительно мировые премьеры, только сошедшие с конвейеров зарубежного автопрома. Еще один пример - последняя модель BMW 7-й серии, российская презентация которой пройдет всего лишь за несколько дней до открытия нашей выставки.