Неосознанная тяга к системе

Автоматизировать бизнес-процессы, которые сегодня существуют на предприятиях, - значит автоматизировать хаос. Поэтому сначала надо навести элементарный порядок

Формирование уральского рынка автоматизированных систем управления (АСУ) вслед за российским началось десять-двенадцать лет назад, когда возникли специализированные российские компании, занимавшиеся созданием программного обеспечения (ПО) процессов управления. Тогда же на рынке появились и зарубежные поставщики программных продуктов.

Первыми необходимые для автоматизации финансовые средства смогли выделить предприятия торговли и сферы услуг. Поэтому большинство российских производителей средств АСУ, ориентируясь на платежеспособный спрос в этом сегменте, в первую очередь занимались разработкой модулей, связанных с бухгалтерией, оперативным учетом и торговлей. Средние и крупные промышленные компании из-за недостатка средств или из-за нежелания допускать к процессам управления посторонних пошли другим путем: создавали ПО силами собственных отделов АСУ. До сих пор большинство уральских предприятий автоматизируются именно таким образом.

Основное достоинство "самописных" программ, на которое часто ссылаются руководители, - то, что они созданы с учетом особенностей конкретного производства и при необходимости могут быть быстро модифицированы своими же разработчиками. Однако большинство специалистов считает такую стратегию неперспективной. "Писать систему управления самому предприятию нерационально. Временные и финансовые затраты на создание продуктов такого класса слишком велики. Например, наш поставщик "Интеллект-Сервис" потратил на разработку БЭСТ-ПРО около пяти лет при штате специалистов в 40 человек", - говорит заместитель директора по коммерции ООО "АСП-Холдинг 2000" Дмитрий Парамонов. Это мнение разделяет директор регионального отделения корпорации "Парус" в Екатеринбурге Владимир Фишелев: "Автоматизация сейчас так глубоко проникает во все процессы управления, что небольшим коллективом охватить их невозможно. Или это настолько дорого, что с экономической точки зрения неэффективно держать при предприятии целую фирму, которая занимается разработкой программного обеспечения. Кроме того, выбор предприятия в пользу "самописных" программ ненадежен в плане защиты инвестиций. Уход с завода разработчика ПО может привести к разрушению всей системы".

Объектами автоматизации оставались в основном финансы и бухгалтерия, системы снабжения и сбыта, технологические процессы, документооборот. Поэтому лидерами спроса (независимо от производителя: осознав недостатки собственных разработок, предприятия стали переключаться на программы специализированных фирм) оставались локальные или малые интегрированные системы.

В последние два-три года ситуация резко изменилась. Поиск рынков сбыта вынудил многие уральские предприятия напрямую конкурировать с зарубежными производителями, у которых проблемы систематизации управления давно решены, причем на более высоком уровне, чем простая точечная автоматизация. Процессы формирования крупных холдингов и финансово-промышленных групп также придали импульс внедрению средств АСУ следующего поколения. Сложная структура управления, колоссальное количество информационных потоков, динамика внешней среды все больше заставляют руководителей обращать внимание на использование современных информационных технологий. Для таких субъектов рынка уже недостаточно функциональных возможностей локальных и малых интегрированных систем.

На уральском рынке АСУ представлены практически все программные продукты для разнообразных решений автоматизации управления, присутствующие на российском рынке, и предприятия могут удовлетворить любые потребности от внедрения локальных модулей до инсталляции интегрированных систем. Между тем рынок находится пока на этапе экстенсивного развития. Недостаточно внедренческих фирм для удовлетворения растущего со стороны предприятий спроса. "В процессе переговоров редко приходится пересекаться с другими фирмами. Внедрение интегрированных систем занимает продолжительное время, и одна компания не может вести больше четырех-пяти проектов одновременно", - утверждает Дмитрий Парамонов. По словам Владимира Косульникова, председателя совета директоров "СКБ Контур", не хватает недорогих комплексных систем АСУ и качественной технической и организационной поддержки большинства продуктов.

Чтобы произошел переход к интенсивному росту, нужен осознанный спрос со стороны предприятий. По словам экспертов, у большинства компаний нет сознательного технического и финансового подхода к внедрению систем автоматизации управления. Прежде чем начать поиск необходимого ПО, предприятие должно определить, что оно ожидает от новой системы, какие функциональные области и типы производства она должна охватывать. Многие руководители понимают, что это надо делать, но реально оценить эффективность и необходимость внедрения такой системы не могут.

Интуитивный поиск предприятиями необходимых им программных продуктов осложняется тем, что рынок ПО для автоматизации управления слабо структурирован. Выбор предприятия в пользу той или иной компании из числа внедряющих АСУ зависит в большей степени от ее маркетинговых усилий. Это приводит к тому, что, устанавливая дорогие системы, предприятия используют их потенциал на 10 - 15%.

Другая проблема заключается в том, что продукты класса корпоративных информационных систем обладают меньшими возможностями адаптации к особенностям процессов управления конкретного предприятия. ПО этого класса разработано на основе обобщения опыта западных компаний. Поэтому предприятие, внедряющее системы такого уровня, должно работать как четко отлаженный механизм. "Автоматизировать бизнес-процессы, которые сегодня существуют на предприятиях, - значит автоматизировать хаос. Сначала надо навести элементарный порядок, а затем автоматизировать исправленные процессы. Уже такие меры повышают эффективность деятельности предприятия на 30 - 50%", - подытожил Дмитрий Парамонов.