Резко континентально

3 декабря 2001, 00:00
  Урал

Инвестиционный климат Урала: на севере - плюс, на почве протекционизма - заморозки, высокие риски и перепады - повсеместно. Ветер с Запада не ожидается

Регион, называемый Большим Уралом, объединяет 11 субъектов федерации, относящихся к разным экономическим районам и федеральным округам. Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа входят в Западно-Сибирский экономический район, остальные регионы - в Уральский. Та же Тюменская область с округами, а также Свердловская, Челябинская и Курганская области составляют Уральский федеральный округ, а Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская, Пермская области и Коми-Пермяцкий автономный округ отнесены к Приволжскому округу. Однако все эти территории составляют некую географическую, историческую и экономическую целостность, что и послужило причиной их объединения "снизу" в Ассоциацию экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона Российской Федерации.

Большой Урал относится к числу "срединных" регионов России и выделяется прежде всего промышленным потенциалом. Занимая всего 13% территории, на которой проживает 16% населения страны, регион производит почти четверть всей промышленной продукции. При этом вклад Большого Урала в "продовольственную корзину" России, в отличие от многих других макрорегионов, не уступает его доле в численности населения (график 1).

Входящие в Большой Урал Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа образуют "энергетическое сердце" страны. Это основные доноры бюджета (25% всех доходов) и источники валютной выручки. Пермская область - монополист по производству калийных удобрений.

Между регионами Большого Урала велика дифференциация основных социально-экономических показателей, что делает его наиболее "контрастным" макрорегионом страны. Так, Коми-Пермяцкий автономный округ отстает по численности населения от Свердловской области в 30 раз, по объему промышленного производства от Ханты-Мансийского автономного округа - в 561 раз (таблица 1).

Многие уральские регионы (в отличие, например, от регионов Северо-Запада) до сих пор не могут выйти из экономического кризиса, в который они вступили еще в середине 80-х годов (графики 2 - 4)(, , ). Достаточно сказать, что ни в одном регионе Урала не достигнут уровень промышленного производства 1991 года, а реальные доходы населения нигде не превышают 40% от этого уровня. В условиях резкого падения промышленного производства спасительным для экономики и населения Урала стало сельское хозяйство, уровень производства в котором хоть и колеблется по годам, но в целом снизился ненамного по сравнению со многими другими регионами России.

Климат

Регионы Большого Урала сильно разнятся по инвестиционному климату ()(). По шкале "риск - потенциал" регионы "растянуты" сверху вниз, что свидетельствует о весьма высоком различии их инвестиционного потенциала: от высокого (Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ) до незначительного (Курганская область и Коми-Пермяцкий автономный округ). Тем не менее большинство регионов относится к зоне умеренного риска, и лишь Челябинская область и ЯНАО попадают в зону высокого риска. Ниже среднероссийского инвестиционный риск имеют лишь Тюменская область и Башкортостан, но если в Тюменскую область иностранный инвестор, весьма чувствительный к риску, идет, то в Башкортостан его, судя по всему, пускают неохотно.

Высокие инвестиционные риски - главная проблема всех регионов Большого Урала. Ни один из них не вошел даже в первую двадцатку низкорисковых регионов России (таблица 3). За последний год ухудшили места по уровню инвестиционного риска все крупнейшие регионы: Башкортостан, Пермская, Свердловская, Челябинская области, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ. Улучшение инвестиционного климата произошло лишь в относительно небольших регионах (таблица 4).

Особенно высоки в регионе законодательные риски (, график 6) (). Лучшая по этому показателю Курганская область занимает в России лишь 31-е место, Ямало-Ненецкий округ находится на предпоследнем.

В десятку регионов России с наихудшими показателями отдельных рисков также входят ХМАО, ЯНАО и Челябинская область (экологический риск), Коми-Пермяцкий округ (социальный риск), Пермская область (политический риск). Наиболее ровными, "сбалансированными" показателями инвестиционного риска обладает Оренбургская область.

Реальная активность

Вследствие богатого природно-ресурсного потенциала Большой Урал весьма привлекателен для отечественных инвесторов: в прошлом году на долю макрорегиона пришлось 30% всех капитальных вложений в экономику страны (см. график 1), причем в основном - на "топливные" округа. В расчете на душу населения последний показатель еще более контрастен: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа получили инвестиций на порядок больше в расчете на душу населения, чем старопромышленные регионы Урала (график 7)() .

Вместе с тем в силу ряда причин регион не пользуется популярностью у иностранных инвесторов: в 2000 году на него пришлось немногим более 10% общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию. В общей сумме инвестиций за 1996 - 2000 годы ПИИ составили в целом по Большому Уралу чуть более 2% (для сравнения: в Новгородской области этот показатель превышает 60%), а в расчете на душу населения выше среднероссийских показателей оказались только ПИИ в Ямало-Ненецкий автономный округ (графики 8, 9)(, ). И дело здесь не только в том, что основную массу инвестиций, идущих в Россию, оттягивает Москва. В большинстве регионов местные власти весьма осторожничают в привлечении иностранных инвесторов. Заметим, что у многих на это имелись веские причины, связанные с наличием множества оборонных предприятий, на которые доступ иностранным инвесторам долгие годы был законодательно ограничен. Ограничивался также доступ иностранных инвесторов в нефтедобычу.

В последние годы закон стал более либерален, но иностранные инвесторы пока не торопятся вкладываться в "непроверенный" макрорегион. Этим можно объяснить и резкие колебания в объеме ПИИ, вкладываемых в отдельные субъекты федерации по годам (график 10)().

Большинству регионов Урала явно недостаточно инвестиций для начала реального экономического роста на новой технологической базе.

Проблемы и перспективы

Большой Урал выполняет функции связующего экономического звена между европейской и азиатской частями России, и от надежности этого звена зависит будущее экономики страны. Сейчас наблюдается тенденция разновекторного развития отдельных его частей: регионов ТЭКа и старопромышленных регионов.

Главная проблема топливно-энергетической составляющей - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - диверсификация их экономики, развитие новых перерабатывающих и обслуживающих производств, которые в перспективе должны заместить выбывающие рабочие места в топливной промышленности. Поэтому для этих регионов необходима постепенная реструктуризация значительных инвестиционных потоков в пользу развития дополняющих и альтернативных секторов экономики.

Главной проблемой для развития старопромышленных регионов Урала остается состояние основных фондов ключевых предприятий машиностроения и металлургии. Нынешние объемы инвестиций пока не в состоянии ни вдохнуть новую жизнь в умирающие предприятия традиционных отраслей, ни создать полноценные новые сектора и современные производства в этих регионах. Для ликвидации угрозы превращения старопромышленного Урала в депрессивный регион необходимо выработать и проводить достаточно либеральную политику по отношению к инвесторам, снизить законодательные риски, создать зоны наибольшего благоприятствования бизнесу, перейти от протекционизма к созданию конкурентной среды для инвесторов.

Информация и методы

Анализ инвестиционного климата регионов Урала основан на методическом подходе, изложенном в публикациях инвестиционного рейтинга российских регионов журнала "Эксперт" с 1996 года. Вкратце этот методический подход сводится к следующему.

В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов приняты две характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Ранг региона по виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 российских регионов.

Инвестиционный риск показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска. Ранг региона по тому или иному виду риска определялся по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемому за единицу.

Интегральный показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска.

По результатам исследования все регионы Урала распределились по шести рейтинговым группам из 12 возможных (таблица 2 и график 5).

Основными информационными источниками являются данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, правовой базы данных "Консультант Плюс-Регионы", базы данных рейтингового агентства "Эксперт-РА". Также использована информация администраций отдельных субъектов федерации, присланная по специальному запросу либо представленная в Интернете.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск получена в результате опросов, проведенных среди экспертов российских и зарубежных инвестиционных и консалтинговых компаний и предприятий в 2000 - 2001 годах. В опросе принимали участие эксперты из БКГ Менеджмент Консалтинг, The Boston Consulting Group, Русского банка развития, BASF, ЗАО "РОЭЛ Консалтинг", ОАО "Кировский Завод", Немецкого института развития промышленности (BFA), ОАО "Пермские моторы", ОАО "Нижнекамскнефтехим" и др. Относительная значимость для экспертов различных видов потенциала и риска, а также динамика экспертных оценок за 1997 - 2000 гг. показана на графике 6.

Отдел региональных рейтингов рейтингового агентства "Эксперт РА"