Белое с черным не берите

Москва, 17.12.2001
«Эксперт Урал» №24 (37)
Отсутствие развитого спроса на услуги PR-рынка тормозит его развитие

В Екатеринбурге состоялся первый региональный конкурс "Уральcкая премия за достижения в сфере связей с общественностью "Белое крыло"", на который были представлены 80 проектов со всего региона. Несмотря на обилие высоких оценок, вполне заслуженно выставленных конкурсантам, акция показала: потенциал специалистов по массовой коммуникации не востребован бизнесом.

Уральскому региональному рынку услуг в сфере public relations (PR) около десяти лет: первые профессиональные акции состоялись в начале 90-х годов. Формальная консолидация местных специалистов наметилась, однако, лишь пять лет назад. Тогда возникла организация "РАСО-Екатеринбург" - первая юридически оформленная структура Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) за пределами Москвы. Первая же попытка оценить качество работы уральских профессионалов предпринята только сейчас.

В федеральном масштабе подобную миссию уже несколько лет выполняет конкурс "Серебряный лучник", на региональном - "PRоба" в Санкт-Петербурге и "Персона" в Нижнем Новгороде. То, что немосковские структуры оценивают собственную деятельность на локальном уровне, логично: прямое сравнение результатов работы москвичей и регионалов некорректно, поскольку крупные платежеспособные заказчики и наиболее талантливые (читай: высокооплачиваемые) исполнители сконцентрированы в Москве. Между тем столичные мэтры стараются убедить коллег за пределами Садового кольца в высочайшей ценности последних.

- Преимущественное значение имеет знание региональной специфики, которую столичный специалист, в виде варяга вторгающийся в вашу жизнь, никогда не сможет понять. Это та особенность, которой можно гордиться, - говорит директор московского Центра подготовки PR-менеджеров, исполнительный директор РАСО с 1992-го по октябрь 2001 года Елена Юрьева (на ее семинарах в Екатеринбурге в середине 90-х годов побывало большинство нынешних представителей PR-сообщества со стажем работы более четырех-пяти лет).

Однако такое мнение вряд ли вызовет гордость у тех, кто работает в региональном PR не на выборах (где крутятся огромные суммы неучтенной наличности), а в сфере легального бизнеса. Пока, к примеру, промышленное предприятие формирует имидж и только набирает вес в бизнес-сообществе, оно пользуется услугами местных специалистов. Как только коммерческий успех позволяет выйти на московский или на федеральный уровень, бизнес переводит PR-заказы (и деньги, разумеется) в столичные агентства. Образуется замкнутый круг: предложение есть, однако в отсутствие адекватного спроса и финансовых ресурсов оно не востребовано. Рынок стагнирует. И это при том, что бизнесмены, ежедневно произносящие фразы про происки конкурентов и "черный PR", зачастую не прикладывают минимальных усилий к формированию собственной репутации и, как следствие, рынка цивилизованного "белого PR".

- В регионах заказчики PR-кампаний не находятся на подобающем уровне понимания принципов корпоративного управления. Бизнес вспоминает об инструментах PR только в кризисных ситуациях, - констатирует Михаил Тайц, ранее работавший в Екатеринбурге, а теперь возглавляющий аналитический отдел известного московского агентства "Р.И.М. (Реклама. Информация. Маркетинг)". - Между тем не только конкретному человеку или специальному отделу, но и всей компании, прежде всего руководству, необходимо целенаправленно работать на репутацию бизнеса. Компании, которые выходят на федеральный уровень, естественно, делают это. Не потому, что очень хотят, и даже не потому, что понимают. Просто так положено по структуре управления. В любой бизнес-школе этому учат. "Corporate government" (корпоративное управление) - это целая система, ее название по-русски адекватно даже не воспроизведешь. Это не столько корпоративное управление, сколько идея, структурно очень четко реализуемая. На местном PR-рынке этого нет - просто нет заказчика.

С такой оценкой уральского рынка PR согласны многие его профессиональные участники. Однако звучат и другие высказывания.

- Нельзя заявлять, что мы такие крутые и умные, а заказчик наш - лопушистый, лоховый и вообще не такой, каким бы нам хотелось его видеть. На самом деле в корпоративном секторе работает масса высококлассных, серьезных и значимых специалистов. Просто надо отстраивать диалоговое общение. Они к нам должны идти, мы к ним должны приближаться. И мы сами как отраслевое сообщество должны делать какие-то PR-акции, чтобы доказывать свою эффективность, результативность, - убеждена Елена Юрьева.

Попытку доказать свою эффективность и предприняло профессиональное PR-сообщество Урала, организовав конкурс "Белое крыло". Осталось совсем немного: обеспечить адекватным спросом имеющееся предложение. Уральcкому рынку PR срочно требуется заказчик, для которого теории международных бизнес-школ по управлению репутацией - рутинная практика.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №24 (37) 17 декабря 2001
    Бизнес и власть: взгляд извне
    Содержание:
    Политику всегда приходится лавировать

    Но нельзя играть законами в интересах политической целесообразности, - считает губернатор Свердловской области Эдуард Россель

    Реклама