Возвращение войлока

Культура
Москва, 17.12.2001
«Эксперт Урал» №24 (37)
В Удмуртии шьют одежду из войлока. Но носить ее будет заграница

В Ижевске Александра Пилина называют Мистер Войлок. Он - дизайнер одежды из этого непривычного материала. А еще его фамилия так и переводится с греческого - "войлок".

Сегодня, 17 декабря, Пилин представляет работы на всероссийской выставке "Дизайн-2001" в Москве. В прошлом году на конкурсе профессиональных художников-модельеров имени Ламановой, традиционно проходящем в Доме моды Вячеслава Зайцева, вошел в тройку первых. За рубежом известен по выставкам в Париже, Будапеште, Манчестере, городах Финляндии, Норвегии, Швейцарии и Америки, в ближнем зарубежье - в Тбилиси.

Это сейчас искусство Пилина признано в профессиональных кругах. А поначалу дизайнер Пилин оказался один на один с пушистым облаком овечьей шерсти: впереди просторы неизведанных возможностей материала, вокруг - пренебрежение общества. Может, лет сто пятьдесят назад валенки и считались обувью "среднего класса", но за советские времена их имидж был основательно подпорчен: валяная обувь широко использовалась в армии да в тюрьмах. О войлоке в лютые морозы мы вспоминаем, но право носить валенки предоставляем в основном старикам и детям. А художник Пилин утверждает и доказывает на практике: валяная шерсть не только обладает уникальными теплоизоляционными и даже лечебными свойствами, она пластична, красива и может выглядеть вполне стильно в комплекте одежды горожанина.

В первых моделях от Пилина было много скульптурности и театральности. Позже художник переориентировался на повседневность: обувь, головные уборы, сумки, аксессуары, фартоштаны (комбинация штанов и фартука). Оригинальное изобретение автора - войлочное кружево. Все это Пилин делает из валяной шерсти, иногда для выразительности комбинируя ее с кожей, металлом или деревом. Войлок у Пилина не только для всякой погоды (как вам летние войлочные сандалии в ансамбле с кружевной панамой?), но и на все случаи жизни: одна финская пара уже сочеталась браком в свадебных костюмах от Мистера Войлока.

Инженерная мысль (до того, как окончательно ступить на путь художника, Александр Пилин освоил специальность инженера-конструктора) в изделиях Пилина налицо: простые вещи без замысловатых элементов конструктивны, удобны в носке и универсальны в использовании. Грубая шерсть хорошо поддается формовке, а технология выделки - валяние и скатывание с добавлением воды и мыла - определяет форму. Так появляются вытянутые шерстяные жгуты, из которых автор плетет свое уникальное кружево.

Доступно и точно поведать ученикам об особенностях войлока можно, обращаясь к сказочным образам, считает художник. Ученики между тем - отнюдь не дети. Но мастер-классы в России, Швейцарии или Финляндии Александр Пилин начинает именно со сказок, которые придумывает, используя народные легенды о происхождении войлока. Мифические национальные герои, вроде батыра Пилинбая, уже образовали войлочный "пантеон".

- Войлок поражает волшебством прежде всего того, кто с ним работает, - говорит Пилин. - Неизбежно приходится сочинять сказки. Посмотрите: вот она, шерсть. Что это? Облако? Сугроб? Какая-то емкая и сильная масса, как будто шерстинки - это народ, живущий сам по себе. В свое время волоски покинули свой дом - были острижены, но вдруг поняли, что так их легко растащить поодиночке. И эта масса "народа" начинает двигаться, стремясь к своей матери-овце. Шерстинки хватаются друг за друга, сцепляются и скатываются. На этом и строится войлочная технология.

Сказки сказками, а действительность такова, что материал этот в России почти забыт. По словам самого Пилина, пытаясь продать свои изделия в Ижевске, он наткнулся на непонимание, в Москве его вещи нравились, а в Европе уже покупались (несмотря на то, что дизайнер работает с грубой шерстью естественной окраски, а на Западе в большем почете мягкий крашеный войлок). Хотя и в Удмуртии, и в Москве есть горстка покупателей. Например, одна дама-искусствовед из Москвы регулярно покупает головные уборы от Пилина, причем до некоторого времени она была уверена, что это вещи французского дизайнера, так как приобретала их во французском бутике в Москве.

Так что возвращение войлока если и произойдет, то скорее с Запада. Привычный нам путь движения моды.

Ижевск

Приглашение к катавальсу

Технология войлока стара и проста. Для его производства используют шерсть овцы, а также кролика, коровы, ламы, яка. Шерсть стригут, а затем расчесывают гребнями и щетками или готовят на чесальных машинах. А иногда бьют прутком или вибрирующей струной. Затем шерсть раскладывают в ровный пласт на холсте и сворачивают в плотный рулон. Для получения плотной шерстяной массы, войлока, рулон этот катают все с большей силой обжатия. По мере уплотнения массы ее обрабатывают теплой, а затем и горячей водой, мнут, стирают, а больше катают и валяют. Поэтому мастера войлочных дел в деревне так и называют - катавал.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №24 (37) 17 декабря 2001
    Бизнес и власть: взгляд извне
    Содержание:
    Политику всегда приходится лавировать

    Но нельзя играть законами в интересах политической целесообразности, - считает губернатор Свердловской области Эдуард Россель

    Реклама