Еще каких-то сорок лет назад в самом крупном городе Ханты-Мансийского округа насчитывалось чуть более шести тысяч жителей. Сегодня здесь живет около 280 тысяч человек. Крепко стоять на ногах городу помогает нефтяная отрасль. На долю градообразующего предприятия ОАО "Сургутнефтегаз" приходится около 13% добываемого в России углеводородного сырья - это 5 млрд долларов. Бюджет Сургута сопоставим с бюджетами некоторых промышленно развитых субъектов федерации. Александр Сидоров руководит столь денежным муниципальным образованием уже 12 лет.
- Александр Леонидович, психологи, дабы избежать внутреннего застоя, советуют раз в пять лет менять место работы. Вы как на это смотрите?
- Надеюсь, вы не сомневаетесь, что предложения пойти на повышение мне поступали. Но когда на выборах за тебя голосует девять избирателей из десяти, желание бросить все пропадает. За всю жизнь я работал в двух местах: Сургутгазстрое и горадминистрации.
- Говорят, вас прочили в спикеры Тюменской областной думы...
- Не думаю, что я, как человек, всегда имеющий свою точку зрения, самая подходящая для того кандидатура. Да и работа, которую невозможно совместить с основной, мне не интересна.
- Ваши отношения с губернатором ХМАО Александром Филипенко простыми не назовешь. Из возглавляемого им движения "Югра" вы ушли...
- Я не всегда с одобрением отношусь к некоторым окружным программам, и это естественно: Сургут, один из основных городов-доноров Югры, отстаивает свои интересы. Но разногласия такого плана цивилизованные политики не переводят в плоскость межличностных отношений. А что касается движения "Югра", то в него я и пришел, и ушел добровольно. Считаю, сегодня россиян не нужно снова призывать под партийные знамена. Дайте людям передохнуть хотя бы на момент формирования политического ландшафта страны. Невооруженным глазом видно: все, что есть сейчас, и многое из того, что формируется, создается под конъюнктуру. Лидеры активно обсуждают проблемы накануне выборов и гораздо менее активно - после них. Программы и уставы переписаны слово в слово, смысл один: мы хотим, чтобы все были богаты и счастливы. Но так не бывает ни при коммунистическом единовластии, ни в демократическую эпоху. Как ни выравнивай общество, одинаково хорошо всем в нем не будет.
- Окружные власти так перераспределили проценты бюджетных отчислений, что в результате ваш богатый не только по российским меркам город рискует стать дотационным - он формирует почти 40% окружного бюджета и дает такой же процент валового продукта округа.
- Согласно последнему федеральному налоговому законодательству город потеряет несколько миллиардов рублей. Бюджет Сургута 2001 года - 12,7 млрд рублей. На следующий год собственные доходы составят 3,7 миллиарда: разница в разы. При этом консолидированный бюджет округа теряет всего 17%. Согласитесь, есть над чем поразмыслить.
Нельзя сказать, что окружные власти ничего не делают, чтобы компенсировать наши потери. Для пяти территорий (Сургута, Когалыма, Сургутского, Нефтеюганского и Нижневартовского районов), у которых в связи с принятием нового федерального налогового законодательства выпадает значительная часть доходов, создан специальный фонд компенсаций. В будущем году Сургуту из него планируется выделить 3,5 млрд рублей. Окружной закон о бюджете предполагает, что городам-донорам может быть передана часть сверхплановых доходов. Однако до нынешнего уровня бюджетной обеспеченности нам все равно будет далеко.
- Окружной фонд компенсаций, областные статьи, регламентирующие распределение сверхплановых доходов, - прямо финансовый рай для других российских городов. Выходит, субъект-"матрешка" - не так и плохо?
- Если говорить о Сургуте, то он в отличие от многих российских городов перечисляет в бюджеты различных уровней в разы больше, нежели получает. Поэтому в "матрешке" мы или еще где - не важно. Сургут нормально работает. Значит, и горожане имеют право на достойную жизнь.
- По уровню бюджетной обеспеченности Сургут входит в первую тройку городов России: вы говорите, что в 2001 году его бюджет приблизился к 13 млрд рублей. Для города с населением в 280 тысяч - цифра фантастическая. Интересно, каковы основные статьи бюджетных расходов?
- Львиную долю средств съедает коммуналка. Проблемы в жилищно-коммунальном секторе для городов, находящихся в холодном поясе, всегда актуальны. Только отопительный сезон длится у нас девять месяцев. На оплату тепла и света уходит немалая часть бюджетных средств. В последние годы мы активно занимаемся реконструкцией коммунального хозяйства. Переложили порядка 80% инженерных сетей, реконструируем и ремонтируем распределительные сооружения ЖКХ. Плюс ко всему улучшили городскую систему водоочистки. Удовольствие пить хорошую воду - не из дешевых.
Сургут - один из немногих городов, где продолжается строительство жилья, финансируемого из местного бюджета: менталитет людей старшего поколения таков, что они все еще надеются на чудо - получить бесплатные квартиры от городских властей или от предприятия, на котором работают.
- Однако на бюджетные деньги теперь возводятся в основном элитные дома.
- Жилье в Сургуте дорогое, и многие горожане не способны его купить. Когда в стране не работает ипотечное кредитование, приходится искать другие варианты, чтобы помочь тем, кто не в состоянии решить жилищный вопрос самостоятельно. Но есть и состоятельные люди, которые не прочь вкладывать сбережения в недвижимость. Бюджетные средства мы будем возвращать за счет продажи жилья и снова вкладывать их в строительство элитных домов. За счет маржи планируем строить дома для бюджетников и социально не защищенных слоев населения.
- А какова средняя зарплата горожан?
- 15 тысяч рублей. Думаю, в этом году она значительно увеличится.
- Судя по средней зарплате, Сургут - город среднего класса. Ваши критерии определения среднего класса? Когда он, на ваш взгляд, сформируется?
- К сожалению, не скоро. Напротив, происходит поляризация уровня доходов населения. Низкий уровень инвестирования малого и среднего бизнеса не позволяет создать слой собственников. Ведь что такое средний класс? Это дело, капитал, недвижимость, которые можно передавать по наследству. У нас же до недавнего времени даже квартиры были государственными. А во многих сферах так ничего и не изменилось. Большинству живущих сейчас людей будет нечего передать по наследству, кроме разве что квартиры и небольших накоплений. Поэтому называть Сургут, ориентированный на нефть и зависящий от мировых цен на углеводородное сырье, городом среднего класса я бы не торопился.
- А чем закончилась нашумевшая на всю страну история с кредитом на поддержку среднего бизнеса, который планировалось взять за рубежом под залог муниципальной собственности? Так ли он был необходим городу с годовым бюджетом порядка 500 млн долларов?
- Городская администрация готова была взять кредит в 20 млн долларов на развитие среднего и малого бизнеса у одного из британских венчурных фондов под небольшой процент. Считаю, это было актуально: отсутствие кредитной истории и солидных гарантов делает практически невозможным получение нашими бизнесменами зарубежных кредитов. Речь идет не о миллионе-двух на два месяца и под огромные проценты, которые с удовольствием дают отечественные банки, а о нормальном стартовом капитале на 5 - 10 лет, позволяющем поставить дело. В качестве гаранта англичан устраивало муниципальное имущество. Не объекты социальной сферы, а нежилые помещения, которые можно использовать в коммерческих целях. Однако кредит не был получен - городская дума не приняла соответствующее решение.
Парадокс: многие города мечтают об инвестициях, а мы добровольно от них отказались. С учетом того, что бюджет Сургута сокращается, нам скоро придется пожалеть об упущенной возможности. Сегодня мы разрабатываем схему получения кредита в Европейском банке реконструкции и развития под дальнейшее реформирование ЖКХ. Надеемся, что на этот раз депутаты согласятся с нашими доводами.
- Неужели Сургут не способен своими силами поддержать местных предпринимателей?
- Нельзя сказать, что город не выделяет средств на поддержку интересных инвестиционных проектов. Есть условия: гарантии банка или залог. Не менее 20% от необходимой суммы должен вкладывать сам содержатель проекта. Использование бюджетных средств жестко контролируется менеджером проекта из числа сотрудников соответствующего комитета администрации. При этом считал и продолжаю считать, что замещать финансовые институты бюджетными деньгами - не самый верный ход.
- Если законодатели раз за разом проваливают предложенные мэром проекты, может, стоит вам оставить бразды председательствующего в городской думе?
- Вы правильно заметили - я председательствующий, а не председатель. У меня нет в этом органе права голоса, я лишь подписываю решения, принятые думой. Что касается совмещения, то оно было необходимо в период противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти в России. Нашему городу оно помогло избежать кризиса. Сегодня по моей инициативе подготовлены поправки к уставу города, позволяющие депутатам работать на освобожденной основе. Осталось утвердить поправки на уровне округа и избрать достойного председателя.
- Сургутяне не прочь видеть свой город столицей округа. Эту идею три года назад поддержал экс-вице-премьер Борис Немцов. Почему не удалось довести дело до конца: ведь логика в этом есть - окружной центр должен находиться там, где сосредоточены крупнейшие предприятия и транспортные узлы?
- Ханты-Мансийск с 40-тысячным населением - административная столица типа Бонна: там расположены государственные учреждения и нет никакой промышленности. Сургут - промышленная столица, и в отличие от Ханты-Мансийска, где нет железной дороги, доступен большему числу жителей округа. Сегодня, зная, сколько проблем в тех субъектах, где административные центры совпадают с промышленными, я уже не сторонник переноса столицы. Если это произойдет, то только на определение, кто чем распоряжается, уйдет немало времени и нервов.
- Вы же родились в Ханты-Мансийске...
- Я живу в России, а родина у человека там, где ему хорошо. Сургут - не столица, но принижать его значимость не стоит.
- А почему на административных зданиях Сургута практически нет окружной символики?
- Особенности здания мэрии таковы, что два флага здесь не смотрятся... А если серьезно, мы живем в России и выпячивать региональную символику не стоит. Есть для этого Ханты-Мансийск.
- Каковы ваши отношения с районной властью? Не обидно, что с 2002 года бюджет Сургутского района может стать больше городского?
- Отношения у нас нормальные. А что касается бюджетного перераспределения, то здесь обижайся, не обижайся... С точки зрения соответствия букве закона, наши муниципальные образования на базе районов формировались, на мой взгляд, не совсем правильно. Если административно все сделано верно, то территориально - нет. Муниципальные образования должны были объединиться в рамках границ своих территорий. Все, что вокруг, должно находиться в ведении субъекта федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями: платой за недра и землю, конкурсом на недропользование и т.д. Так делается в цивилизованной Европе. У нас же районам нарезали все близлежащие территории, которыми они объективно самостоятельно не могут распоряжаться.
- Так, может, объединиться?
- Неплохая идея. Мы могли бы гораздо эффективнее решать многие вопросы, причем не только финансовые. Если ситуация с распределением бюджета сложится так, как вы говорите, думаю, мы вернемся к рассмотрению этого вопроса. Это не совсем нормально: Сургутский район есть, но Сургут туда не входит.
- Как вы относитесь к идее укрупнения субъектов федерации: выиграют ли от этого муниципальные образования?
- Я полагаю, что укрупнение субъектов - это вопрос времени. В первую очередь оно решит проблемы сложнопостроенных субъектов федерации, таких как Тюменская область. Согласитесь, немного странно, когда два округа входят в ее состав, но в то же время являются равноправными субъектами федерации. Или взять Тюменскую областную думу, где депутаты из трех субъектов утверждают бюджет юга области. Рано или поздно эту проблему придется решать. Укрупнение должно решить и проблему дотационных субъектов. Какой смысл содержать громоздкий административный аппарат, который только занимается распределением дотаций федерального бюджета?
Считаю, что неким прообразом нового административно-территориального деления являются федеральные округа. На первый взгляд может показаться, что их нарезали произвольно, к примеру, отделив от Урала экономически связанные с ним Башкирию, Пермскую область, Удмуртию. На самом деле здесь просматривается экономическая целесообразность: прямое инвестирование развитыми субъектами федерации доселе дотационных соседей. Что касается муниципальных образований, то есть свод законов, по которым они живут, платят налоги, получают субсидии. Не думаю, что Сургут пострадает от укрупнения.
Сургут, Ханты-Мансийский АО