Коренная проблема

Марина Романова
4 февраля 2002, 00:00
  Урал

Чтобы вылечить зубы, при этом не положив их на полку, каждый выбирает индивидуально соотношение качества и цены

Если судить по телевизионной рекламе, враг номер один для россиян - кариес. Медики заявляли и заявляют: рот - ворота всех болезней; от качества зубов зависит качество жизни. И выстраивают цепочку: больные зубы - инфекция в организме - патология желудка и других органов - изменения внешности - поведенческие проблемы - несложившаяся судьба... Есть счастливчики, избежавшие на протяжении всей жизни встречи с хирургом, невропатологом и даже терапевтом. Но вряд ли найдется человек, никогда не сидевший в стоматологическом кресле.

Что это - национальное пристрастие к бормашине? Специалисты проясняют: мы отнюдь не одиноки в "любви" к стоматологам. Американцы, например, злоупотребляют углеводами и потенциально еще сильнее подвержены заболеваниям зубов. Уральские зубы страдают от недостатка фтора, плохого качества воды и воздуха. На зубы северян отрицательно влияет малое количество солнца. Но корни "национальных особенностей" лежат в сфере социальной: наших традиций, привычек и организации службы "зубной" помощи.

В Свердловской области спрос на стоматологические услуги за последние годы испытал действие двух сменивших друг друга тенденций. Раньше скверное качество пломб подразумевало, что скоро пациент придет снова, а система выдачи талонов на каждый зуб в отдельности делала процесс бесконечным. Сегодня повышение качества лечения и введение платы снижает обращаемость, расширение ассортимента услуг - несколько повышает. По приблизительным данным областной стоматологической поликлиники (она же - областной координационный центр), к услугам стоматологов за год жители почти пятимиллионной Свердловской области обратились около 5 миллионов раз. Специалисты говорят о стабилизации ситуации: соотношение "один поход к стоматологу на одного жителя области" в ближайшие годы сохранится.

Каков спрос - таков ответ

За последние десять лет стоматологические клиники, студии, научно-производственные центры резко возросли в количестве. В этой сфере заняты 2 тысячи специалистов (укомплектованность кадрами по области в среднем 70%, по Екатеринбургу - 100 %). По данным областной лицензионной комиссии, в Свердловской области стоматологические услуги предлагают 70 государственных (муниципального, областного и федерального подчинения) и 151 частное лечебное учреждение, в Екатеринбурге соотношение выглядит так: 15 государственных и 68 частных. Есть еще не менее 20 ведомственных учреждений: сохраняются кабинеты и даже целые клиники при заводах, санаториях. И все-таки большинство по-прежнему лечится в государственных поликлиниках: на них приходится 3,8 млн посещений в год, что примерно в восемь раз больше, чем в частных. Сравните потоки: областная стоматологическая поликлиника принимает в день 700 - 800 человек, студия "Скульптура" около 35. В целом же предложение соответствует спросу: очередь наблюдается только за "бесплатным".

Свердловская область по структуре стоматологического рынка выделяется на фоне всей России. У нас рано и бурно развилось частное предпринимательство в сфере медицины: где-то эти процессы искусственно тормозились, у нас - приветствовались. Именно зубное дело среди медицинских специальностей выглядит передовым по вхождению в рынок. Во-первых, сказался давний опыт хозрасчетной деятельности: зубопротезирование было платным еще при социализме. Во-вторых, создать самостоятельное стоматологическое предприятие проще, чем, например, хирургическое: по минимуму достаточно одного кабинета, одной установки и двух сотрудников.

В результате сегодня вывеску "Стоматология" можно найти едва не на каждом городском углу. Куда при этом пойти лечиться? Потенциальный пациент оказывается в положении гоголевской Агафьи Тихоновны: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...". Вот если бы новейшее оборудование частных клиник прибавить к ценам муниципальных, а к этому комплексность услуг областной стоматологической да сервис и "штучную" работу частных, а еще гарантию качества и высокую квалификацию лечебных отделений медицинской академии... Впрочем, зубы лечить - не замуж выходить: совмещение возможно и законом ненаказуемо. "Перетекание" пациентов из одной структуры в другую - характерное явление, считает главный стоматолог области доктор медицинских наук Марина Харитонова. Стоимость услуг и наполненность кошелька, конечно, фильтр, но отнюдь не единственно определяющее условие выбора. В этой сфере, как и в прочих, наблюдается стремление каждого найти оптимальное соотношение цены и качества, причем преимущественно в таком порядке: сначала качество, потом цена.

"Звездные" клиники

В зависимости от качества услуг стоматологическим учреждениям при лицензировании присваиваются категории от второй до пятой - своеобразная "звездность". В Екатеринбурге преобладают клиники третьей категории. Как ни парадоксально, наиболее престижны "четырехзвездные": "Биодент", "Витал", "Скульптура". Пятую категорию имеют областная стоматологическая, поликлинические отделения медакадемии.

Слагаемые качества можно подразделить на материальные (оборудование и технологии) и нематериальные (квалификация кадров, сервис). Частные клиники, особенно из богатых, справедливо гордятся современнейшим оборудованием. Помимо последних модификаций стоматологических установок вам покажут аппарат для определения психофизиологического состояния пациента: перед лечением человека постараются привести в норму. Вместо классического рентгенаппарата действует радиовизиограф: доза излучения ниже раз в десять, а изображение поступает на экран компьютера и дает возможность рассмотреть зуб со всех сторон. "Зубодробильное дело" отходит в прошлое: прибор KI Prep делает реальной мечту не одного поколения - сверление зубов без бора, воздушной струей. В научно-производственном центре "Биодент" освоена редко применяющаяся эффективная технология лечения корневых каналов горячей гуттаперчей. В Дорожной клинике коронки могут даже украсить стразами.

Современными материалами сегодня располагают практически все клиники вне зависимости от формы собственности. Фотополимерные пломбы поставят и в районной поликлинике. Вот только вряд ли там будут работать по технологии "в четыре руки", когда над пациентом одновременно трудятся врач и помощник врача: загруженность не позволит. Да и какой интерес стараться?

Нематериальный фактор

Теперь про интерес. Все чаще специалисты, имеющие творческие и материальные амбиции, переходят в частные структуры. В государственных поликлиниках треть специалистов составляют зубные врачи (их уровень квалификации ниже, чем у стоматологов, аналогичен фельдшерскому), в частных они составляют лишь одну девятую. Там больше возможности для профессионального роста. У муниципальной поликлиники нет средств оплачивать учебу сотрудников. Частные же не скупятся на стажировку специалистов в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, США. В зубной работе одной теорией не обойтись, нужно постоять за спиной мастера и понаблюдать за его манипуляциями. "Хорошее оборудование можно приобрести, имея деньги. Наша главная ценность - все-таки врачи", - говорит директор "Скульптуры" Ирина Клементьева.

Уральские стоматологи, к слову, неплохо выглядят на российском уровне: на одном из последних конкурсов стоматологов-реставраторов первое место осталось за москвичами, а дальше идут свердловские доктора.

Во многих странах стоматологическую нишу заполняют дантисты: с точки зрения идеологии профессии, не столько врачи, сколько манипуляторы высокого уровня. Российских же стоматологов учат прежде всего как врачей: чтоб и роды могли принять, и аппендицит вырезать. В итоге взаимосвязь процессов в человеческом организме они понимают, а вот в технической части мастерства отстают. В последние годы, по словам декана стоматологического факультета Уральской медицинской академии Галины Ронь, стратегия подготовки специалистов изменилась. Делать операции на желудке студентов теперь не учат, зато расширен собственно дантистский блок. Некоторые организаторы здравоохранения имеют зуб на новую стратегию, мол, врач должен быть полноценным врачом, однако она принята и действует.

Уровень сервиса - еще одно нематериальное слагаемое уровня клиники. Живуча и такая точка зрения: "К стоматологу я иду за лечением, а комфорт получу дома". Однако если есть выбор - качественные услуги или качественные услуги плюс сервис, хоть и несколько дороже, - все чаще выбирают последнее. В некоторых частных клиниках существует специальная служба сервиса. Ее задача - позитивное программирование пациента на предстоящую встречу с доктором, а сверхзадача - формирование желания в следующий раз прийти именно сюда.

Все имеет свою цену

В среде стоматологов популярен старый анекдот про новых русских. Бизнесмен встречает друга-бизнесмена: "Сколько за галстук платил? - 5 долларов. - Ну ты пролетел! Беги, за углом такой же за 125 продают..." В Екатеринбурге действует, и успешно, одна из самых дорогих (по данным исследовательской группы " Старлинг") стоматологических клиник в России - " Биодент". Специалисты говорят: вообще-то ничего особенного, техника, оборудование, как везде в клиниках подобного уровня. В клинике на вопрос о ценах отвечают просто: "Работаем по заграничным стандартам". "В стоматологии зависимость между ценой и качеством прямая, - говорит Галина Ронь. - Не может быть хорошо и дешево".

Добавим: связь прямая, но не линейная. Дело в принципиально различных схемах ценообразования в государственных и частных клиниках. В государственных цены утверждаются комитетом по ценообразованию, зависят от уровня учреждения и стоимости материалов и исходят из условной единицы труда, которая не может быть дороже 36 рублей. В частных никаких ограничений нет. Потому и цены на одинаковую услугу в разных клиниках могут отличаться на порядок.

Сколько угодно случаев, когда человек делает дорогие современные протезы - тысяч за 50, а затем приходит исправлять их в государственную клинику. Есть и ряд простых услуг, на которые человек, считающий деньги, не видит смысла тратиться: снять мостик можно за 700 рублей, а можно за 40, и не хуже.

Каждому - свое. Каждый выбирает сугубо индивидуальный вариант соотношения качества и цены, учитывая кроме того массу других факторов. Как не прогадать? Впрочем, один способ есть. Мини-опрос, проведенный нами среди пациентов екатеринбургских клиник, не претендуя на репрезентативность, выявил тенденцию: формула цивилизованного мира "каждому - свой адвокат, психотерапевт и стоматолог" работает и у нас. Причем в ее уральском варианте стоматологи лидируют.

Гигиеническая перспектива

"Все, что возможно сегодня в мировой стоматологии, возможно и у нас", с гордостью говорят уральские стоматологи. Имплантация зубов, эстетическая реставрация, художественное конструирование, установка брекетов различных видов для выравнивания зубов, успешное лечение пародонта... В технической части вышли-таки на мировой уровень. Глобальное наше отставание в другом. Ненацеленность на профилактику - "зубная" боль отечественной стоматологии.

В США, стране, граждане которой более прочих озабочены своим здоровьем, в стоматологической клинике из шести кабинетов лишь в одном лечат зубы, в остальных их покрывают защитными пленками, выравнивают, удаляют камни и налет. Америка сегодня зубы не лечит - она их чистит. Академик АЕН Галина Ронь считает, что и у нас соотношение стоматологов и гигиенистов в идеале должно стать 1:6. В скандинавских странах, например, появление специалистов по гигиене за четыре года снизило распространение заболеваний полости рта на треть. Пришлось даже уменьшить подготовку стоматологов.

У советских людей слово "гигиена" в зубах навязло, однако профессионально этим практически не занимались. Дата выхода в свет приказа Минздрава России о введении новой специальности "стоматология профилактическая" - всего-то 6 февраля 2001 года. В Екатеринбурге их "уже" 150, и клиники, чувствующие веяния времени, гордятся наличием таких специалистов. В общественном сознании изменения произошли довольно быстро. Топ-менеджеры на приемах у стоматологов с удовольствием учатся чистить зубы и пользоваться нитью (флоссом). Они-то уж рассчитали, насколько удешевляет содержание зубов правильная гигиена полости рта. Потратив 400 рублей в год, можно поддерживать зубы в здоровом состоянии и не выкладывать тысячи на лечение.

Уральские стоматологи не дадут себя в обиду

Что будет с нашими зубами дальше? Можно прогнозировать, что частный сектор рынка стоматологических услуг будет развиваться. Если экономический подъем в стране продолжится, спрос на качественные услуги и лучший сервис будет увеличиваться с улучшением качества жизни. Причем конкуренция выйдет за границы собственно стоматологической сферы. "Мы отдаем себе отчет, что уже сегодня конкурируем с развлекательными комплексами, косметическими и парикмахерскими салонами, фирмами, оказывающими образовательные услуги", - говорит Ирина Клементьева. Приличная доля государственных учреждений тоже сохранится, убеждена главный стоматолог Свердловской области Марина Харитонова. "Удешевление услуг вряд ли произойдет, однако государство сохранит некоторые бесплатные услуги для незащищенных категорий граждан".

В самой природе стоматологии, как и всего здравоохранения, заключено внутреннее противоречие. Чем лучше будет работать стоматология, тем меньше останется у нее работы. Сегодня специалисты один за другим твердят, что если единовременно кардинально привести рот в порядок и выполнять необходимые гигиенические мероприятия, достаточно являться на профилактический прием раз в год. На высоком уровне развития стоматология съедает саму себя. Впрочем, нас подобная перспектива еще долго не должна тревожить. Да и вряд ли стоматологи позволят себе пропасть, свой "зуб мудрости" имеют. Уменьшатся лечебные услуги - увеличатся эстетические. Уже сегодня наблюдаются факты подмены оказания услуг наказанием услугами. Обратился пациент с примитивным кариесом - а ему и отбелили, и подровняли, и камушки убрали. Нравится? Красиво, конечно. Вот и оставьте в кассе сумму раз в шесть больше планируемой. Разве вы чем-то недовольны?..