Необходимые излишества

Денис Болихов
11 февраля 2002, 00:00
  Урал

Зачем нужна автохимия и как с ней бороться

Наступление февраля ознаменовалось в Екатеринбурге 20-градусным перепадом температур: от крутой оттепели до столь же крутого гололеда. Морозное утро настигло расслабившихся за теплую неделю автовладельцев на стоянках: одни прыгали вокруг незаводящихся машин в ледяной скорлупе, другие легко снимались с места. И разница определялась не только тем, какие у первых и вторых были машины. Разница в том, как они их любят.

Автохимия - это забота и ласка для автомобиля. Никакой user manual не требует от вас ее применения, но именно она помогает продлить ресурс двигателя и основных систем, создает наиболее благоприятные условия для их работы и вообще позволяет избежать массы неприятностей.

Не подмажешь - не поедешь

Автохимия - буквально наука, и имеет она два больших раздела. Первый - подкапотная химия - призван улучшить работу систем и механизмов автомобиля. Она в свою очередь делится на три составляющие: для топливной, масляной систем и системы охлаждения. Второй раздел автохимии - автокосметика. Ее задача - наведение блеска и создание защиты, причем не только для кузова, но и для салона, двигателя, бамперов и даже дисков и резины.

На родине автохимии в США, где ее производят с начала 40-х годов, спрос на подкапотную химию сегодня падает. Высокое качество производства и топлива, и автомобилей (на которых к тому же не ездят по 20 - 25 лет, как в России), ряд других причин делают дополнительный уход за агрегатами машины необязательным и даже ненужным. Поскольку в нашей стране ситуация всегда складывалась с точностью до наоборот, у нас подкапотной химии обеспечена долгая жизнь.

Советский водитель понятия не имел ни о чем, кроме ограниченного количества разновидностей масла, тосола и тормозной жидкости: ездит машина и ладно. Но и сегодня отечественный автолюбитель, как правило, узнает (вариант - вспоминает) о существовании автохимии, когда проблемы с машиной уже начались. Между тем подавляющая часть подкапотной автохимии предназначена для профилактики неприятностей, особенно сезонного характера. Мало кто из владельцев машин, ночующих на открытых стоянках, не сталкивался с такой проблемой, как невозможность завести двигатель в мороз даже при рабочем аккумуляторе. Зачастую это происходит по банальной причине - водяной конденсат, скопившийся в бензобаке и топливной системе, замерз и не позволяет топливу попасть в двигатель. А если учесть качество российского бензина, условия его транспортировки и хранения, а также честность работников АЗС, можно с уверенностью прогнозировать: вода и прочие посторонние включения в топливных системах авто, колесящих по просторам нашей страны, есть всегда. Тем не менее избежать проблем с запуском двигателя можно. Многие зарубежные и отечественные производители выпускают, например, препарат под названием "вытеснитель воды", осушающий систему молекулярным воздействием на воду, а если речь идет о дизельных двигателях, попутно еще и размельчающий застывшие кристаллы парафина.

В последнее время большую популярность приобрела профилактическая жидкость, предназначенная для очистки системы питания - карбюраторов, дизелей и инжекторов (доля автомобилей с впрыском топлива увеличивается с каждым годом). С течением времени из-за скопления различных загрязняющих осадков нарушается точная дозировка топлива, что приводит к ухудшению параметров топливно-воздушной смеси. Регулярное применение подобной химии позволяет постоянно содержать топливные каналы, жиклеры или форсунки в чистоте. В результате, обещают производители, в полном объеме восстанавливается мощность двигателя, сокращается потребление топлива, устраняются проблемы при запуске двигателя и исчезают перебои при его работе. Но и этим составы для топливной системы не ограничиваются. Есть жидкости, снимающие нагар с клапанов, жидкости, увеличивающие октановое число бензина и соответственно оптимизирующие детонацию, и т.д. и т.п.

Группа препаратов для системы охлаждения действует по сходному принципу. Есть жидкости чистящие, смывающие накипь, ржавчину, прочие отложения. Их использование повышает эффективность работы радиатора. Существует химия, выполняющая другую весьма важную функцию: она борется с болезнью большинства отечественных автомобилей - находит и устраняет утечки охлаждающей жидкости, при этом не забивая мелкие каналы самой системы.

Теперь - о красоте, раз уж многие автолюбители уверены, что применение автокосметики, кроме красоты, ничего не дает. Большинство препаратов, помимо наведения лоска, имеет другую, более важную функцию - защитную. Существуют шампуни и полироли, которые, помимо придания отличного внешнего вида, надолго (например, на 40 моек) помогают защищать кузов от коррозии.

Следует, однако, помнить, что автохимия - не панацея. Более того, неправильное ее применение чревато нанесением автомобилю вреда.

Не уверен - не гони

На лицевой стороне некоторых емкостей с химическими препаратами для авто есть надпись - "только для профессионального использования". Существует мнение, что это просто рекламный трюк компании, которая пытается позиционировать себя выше конкурентов. Не совсем так.

Автохимию действительно следует подразделять на профессиональную и любительскую. Особенно это касается составов для самой ответственной, дорогостоящей и трудно ремонтируемой системы авто - двигателя. Пожалуй, именно для нее выпущено наибольшее количество препаратов. Диапазон: от очищающих поверхности поршней и цилиндров и останавливающих течь масла (такие жидкости размягчают и восстанавливают затвердевшие от времени и температур сальники и прокладки, их рекомендуется использовать еще до того, как масло побежало из всех щелей) до "волшебных" эликсиров, обещающих сделать из старого двигателя новый и отодвинуть капитальный ремонт на многие десятки тысяч километров пробега.

Зачастую с двигателем необходимо произвести достаточно серьезные манипуляции, успех которых зависит от соблюдения ряда параметров - продолжительности и последовательности действий, поддержания определенных оборотов двигателя и т.п. Нарушение технологии приведет к тому, что, например, жидкость превратится в гель, залепляющий детали двигателя и не позволяющий ему работать, а слишком агрессивный препарат, призванный удалять нагар, смолы и грязь, разъест поверхность металла. Кроме того, есть химические операции, для эффективного проведения которых необходимо специальное оборудование. Словом, ошибка или дилетантизм могут привести к тому, что капремонт, отдалением которого вы собственно и занимаетесь, придется делать немедленно.

Целесообразность использования тех или иных препаратов - тоже непростая проблема. Реклама призывает: залей ту или иную добавку (присадку) в двигатель, и он станет мощнее, надежнее, долговечнее. Между тем производители масел, особенно дорогих, не рекомендуют добавлять в свою продукцию какие-либо посторонние жидкости: в качественном масле (в первую очередь синтетике) уже присутствует сбалансированный набор присадок, и каждая выполняет назначенную ей функцию. Включение инородных жидкостей может нарушить этот баланс - и автовладелец, выиграв в одном, скажем, увеличив компрессию в двигателе, тут же проиграет в другом: возрастет расход топлива, снизятся другие качественные показатели масла.

Соблюдение правил необходимо даже в применении безобидной, казалось бы, автокосметики. К примеру, не смытый вовремя растворитель битумных пятен может сам оставить отметины, которые ликвидируются лишь путем перекрашивания кузова.

Итак, вопрос - лить или не лить - открыт. Пожалуй, ответ на него можно получить единственным путем - консультацией со специалистом. В любом городе имеются компании, много лет торгующие автомобильными принадлежностями, в том числе автохимией, и имеющие в этом бизнесе хорошую репутацию. Нередко дилеры и дистрибьюторы, опасаясь пропустить важные детали, даже самостоятельно составляют аннотации по-русски, не доверяя этого дела не слишком технически грамотным переводчикам, а прежде чем поставить товар на прилавок, опробуют его "на себе".

Игра стоит свеч

Автохимия как сегмент авторынка складывается пока стихийно. Существует огромная масса производителей этой продукции и за рубежом, и в России. Лидеры рынка, такие как Wynn's (Бельгия), STP (США) в подкапотной химии и Turtle Wax в автокосметике, присутствуют повсеместно и известны многим. Благодаря лидирующим позициям и, безусловно, качеству, они могут держать относительно высокие цены. Остальные производители известны значительно меньше, какие-то торговые компании и магазины желают заниматься ими, какие-то - нет, а потому появляются они на рынке многочисленными обособленными островками, стоят дешевле, но и пользуются отрывочным спросом в силу разрозненного предложения. В одном только Екатеринбурге оптовыми поставками автохимии занимается более 20 компаний, но автохимия для них - бизнес, как правило, побочный, а значит, и подход соответствующий. Целенаправленной рекламной раскрутки нет: кому надо, тот и так придет. Поэтому пристрастия автолюбителя в области автохимии зачастую формируется по принципу - что ближайший автомагазин продает, тем и пользуюсь.

Специализированная автомобильная пресса подходит к этому продукту с похожих позиций: время от времени там появляются те или иные сравнительные тесты, однако обычно они несут продвиженческий характер и произведены изначально некорректно. Соответственно никакой правдоподобной статистики, позволяющей оценить нынешнее положение этого сегмента рынка и проследить его изменения, нет.

Между тем торговцы автохимией констатируют единственную тенденцию - потребность рынка в этом товаре ежегодно растет. По импортной автохимии динамика роста составляет 10 - 15%, по отечественной - 20 - 25%. Разрыв связан с тем, что российские производители (самые известные торговые марки - ВЭЛВ, BBF, 3ton, Римет, LT, Аспект, Форум) до сих пор находятся на этапе формирования ассортимента, а потому каждый год выпускают на рынок несколько новых видов товара. Благодаря любознательности потребителя и невысокой по сравнению с зарубежными аналогами цене, рынок принимает новинки. Стратегия известных зарубежных компаний, как правило, противоположна: они идут по пути усовершенствования технологий, улучшения качества товара, не меняя при этом знакомых названий. Расклад в целом таков: автохимия зарубежного производства на рынке пока доминирует, однако баланс постепенно сдвигается в пользу отечественных компаний, приближающихся по качеству к лучшим западным производителям. Например, московская компания LT (Лаборатория триботехнологии), производящая подкапотную автохимию в солидном ассортименте, получила за разработки массу дипломов и медалей многих выставок, в том числе в Бельгии и Швейцарии.

Емкость рынка автохимии велика, и рост этого сегмента автобизнеса будет продолжаться. Во-первых, сегодня он только выходит на докризисный уровень, во-вторых, количество автомобилистов год от года растет, в-третьих, среди них регулярных потребителей препаратов для ухода за автомобилями в настоящее время - менее 50%.

Проблема в том, что большая часть автолюбителей не владеет достаточной информацией о потенциале применения автохимии. Игра стоит свеч, даже если делать расчеты по химии самых дорогих компаний. Так, "косметичка" и антикоррозийные препараты для вашего авто обойдутся вам в сумму не более тысячи рублей: в сравнении с перспективой перекрашивать кузов и менять проржавевшие детали это ничто. Стандартный "джентльменский" набор профилактики топливной, масляной и охлаждающей систем даже с использованием самых дорогих материалов фирмы Wynn's обойдется в 25 - 30 долларов, стоимость лучших отечественных аналогов в полтора-два раза ниже. Получается, значительно дешевле раз в полгода потратиться на несколько флакончиков с автохимией, чтобы в результате так и не узнать, как выглядит двигатель изнутри.