В Екатеринбурге в частной галерее Одоевского состоялась выставка, которая познакомила уральцев с почти неизвестным у нас видом искусства. Лондонская галерея современного искусства (печатный дом "LCA") представила около двадцати работ раскрученных западных художников (среди которых, кстати, Михаил Шемякин). Новизна в том, что это не оригиналы, но оригинальные авторские принты.
Человечество всегда желало размножить те произведения искусства, которые ему приходились по душе. Так возникла гравюра, офорт, потом литография. ХХ век распространил репродукцию, но это жалкое подобие оригинала, не передающее его особенности настолько же, насколько балет по телевизору не отражает театрального спектакля. Новая техника - сериография - воссоздает оригинал практически один к одному, вплоть до неровностей фактуры. По сути автор создает картину еще раз, но в другой технике. Сначала он делает своеобразное цветоделение: собственноручно переносит цветовые пятна картины каждое на отдельную целлулоидую пленку. Пленок может быть до двухсот. Затем цвет с каждой пленки переводится на мелкозернистую сетку. Далее в дело вступают печатники: особой краской с сетки, как с трафарета, цветовые пятна послойно отпечатываются на холсте или бумаге, воссоздавая цельность колорита. Автор вновь возвращается к растиражированному произведению, доводя каждый экземпляр до готовности. Процесс технически сложен, трудоемок и может продлиться над одной серией до двух лет. Тираж, как правило, от 50 до 100 экземпляров.
Авторские принты сегодня по разным оценкам занимают 65 - 75% мирового арт-рынка. Представленного на екатеринбургской выставке английского художника Роя Ферчайлда называют королевским, имея в виду не только великолепие его произведений, но и популярность в монаршей семье. Королевский дом коллекционирует именно его принты: оригинал и авторский принт при внешней идентичности имеют огромную разницу в цене, а богатые люди деньги считают особенно тщательно. Картина "Слушай меня" Ферчайлда, к примеру, стоит 150 тыс. долларов, принт на холсте - 8 тысяч, на бумаге - 3,7. При этом авторские принты - столь же подлинны: имеют подпись автора и номер в серии, а матрицы после производства строго ограниченного тиража уничтожаются.
Повосхищавшись столь великой популярностью живописи в западном мире, вызвавшей к жизни сериографию, мы задались вопросом: испытывает ли российский арт-рынок потребность в тиражировании работ соотечественников? Мнение владельца галереи Сергея Одоевского: "Сериография требует материально-технической базы очень высокого уровня, у нас такой просто нет. Наши художники разорились бы на одних красках и холстах. Но еще важнее то, что в стране должен быть постоянно высокий спрос на художественные произведения и развитая дилерская сеть, которая бы гарантировала распространение тиража, скажем, в 50 экземпляров. Российский же арт-рынок пока не сформировался окончательно, он искажен и живет лишь сегодняшним днем". Так что пока подобная экспозиция имеет для нас больше познавательное значение. Конечно, кроме несомненного эстетического.
Екатеринбург