Ситуацию, сложившуюся на рынке светлых нефтепродуктов Свердловской области в первые месяцы 2002 года, можно определить коротко - перенасыщение. Рост предложения значительно опережает рост спроса, хотя на конец 2001-го потребление нефтепродуктов в области выросло на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сбытовые компании, привыкшие работать "с колес", впервые констатируют перезавоз нефтепродуктов на хранение. Причины надо искать в макроэкономике: это колебания цен на мировых рынках, экспортные квоты, определенные правительством, перепроизводство на 2% нефти в России. По утверждению основных компаний-операторов, избыток сырой нефти ощутили в этот период прежде всего нефтеперерабатывающие заводы. Они по-прежнему работают с загрузкой лишь 50% мощностей, но внутреннему рынку больше и не требуется. По утверждению менеджеров нефтесбытовых компаний, избыток сырой нефти, скопившейся в резервуарах заводов, повлиял на то, что оптовые цены упали на 30%, но даже при падении до 50% никто из операторов рынка не пострадал бы. Цена сырой нефти на внутреннем рынке еще осенью упала с традиционных 9 долларов за баррель до 2 долларов и на этой отметке остановилась, хотя на мировых рынках она приблизилась к летней: 18 - 20 долларов за баррель сейчас против 20 - 24 в середине года.
Розничные цены на рынке нефтепродуктов Свердловской области с начала января незначительно, но падают (7 - 10 копеек на литр при цене, например, на АИ-92 в начале февраля 7 - 7,4 рублей). Дальнейшее снижение невыгодно: объем продаж в силу насыщенности рынка не возрастет.
Период стагнации цен на рынке, однако, заканчивается: с марта по ноябрь, когда идут сельскохозяйственные работы, потребление нефтепродуктов традиционно возрастает в среднем на 10 - 15%. Повышение цен в этот период не менее традиционно.
Без монополиста
Есть и другая причина того, что цены на светлые нефтепродукты в Свердловской области стабильно на 10% ниже, чем в соседних Пермской и Челябинской областях: ни одной нефтяной компании не удалось занять здесь монопольное положение. Исторически это во многом связано с тем, что в начале приватизации две крупные нефтесбытовые структуры, входящие в государственное предприятие " Роснефть", - Свердловскнефтепродукт (СНП) и Екатеринбургнефтепродукт (ЕНП), нашли весьма эффективный способ избежать поглощения со стороны формировавшихся тогда нефтяных гигантов. Эти компании, диктовавшие тогда политику на зарождавшемся рынке, предпочитали закупать продукты сразу у нескольких нефтеперерабатывающих заводов (Омского, Уфимского и др.), создавая тем самым конкурентную среду. Контрольные пакеты акций этих компаний, закрепленные в госсобственности, специальным указом президента РФ в 1995 году были переданы в область, а та в 1998 году внесла их в уставный капитал вновь создаваемой компании " Уралнефтепродукт". Помимо правительства области, в число акционеров этой компании вошли те же СНП и ЕНП. "Уралнефтепродукт" стал по сути управляющей компанией, поскольку собственно сбытовой деятельностью не занимался.
За последние два года ситуация в нефтесбытовом секторе страны изменилась: нефтяные компании начали выстраивать собственные сети, продвигать брэнды, подминая под себя мелкие автозаправочные станции в регионах. Начался передел рынка и в Свердловской области. Толчком послужило намерение топ-менеджеров и акционеров СНП и ЕНП продать свои пакеты акций (в результате скупки акций собственниками 132 автозаправочных станций и 20 нефтебаз области оказались менеджеры ОПС "Уралмаш). К 2000 году собственники СНП и ЕНП поняли, что вести независимый бизнес невозможно: добывающие компании получали контроль над нефтеперерабатывающими заводами и не давали "чужим" продавцам нефтепродуктов строить собственную политику. Предложения о продаже контрольного пакета поступило сразу от ТНК и Сибнефти. Выбор был сделан в пользу последней, ее предложение оказалось более выгодным.
Но монополист так и не появился. На рынок зашли сразу три компании: Сибнефть, ЛУКойл и ТНК. По примерным оценкам, Сибнефть контролирует сейчас 40 - 45% рынка, ЛУКойл - около 25%, ТНК - около 15%. " Юкос" через компанию " Едиар" держит около 5%, остальное делят Татнефть, Башнефть и перепродавцы.
Если Сибнефть зашла на рынок через покупку бизнеса, то ТНК - через взаимодействие с властью. Компания выразила намерение заняться освоением месторождений нефти, обнаруженных на территории Свердловской области, и предложила областному правительству создать новую структуру, которая займется реализацией этих проектов, - Уральскую нефтяную компанию (УНК). Между тем специалисты весьма скептически оценивают перспективы этих проектов: освоение месторождений - мероприятие затратное, а запасы их, по оценкам специалистов, весьма скромны. Правительству области это, конечно, выгодно, при том что бюджет ничего не теряет. За 51% госакций "Уралнефтепродукта" власти получают 49% УНК. Эта доля оценивается в 3 млн долларов. ТНК живыми деньгами вносит 50 миллионов. Для ТНК, видимо, игра стоит свеч: получив в поддержку административный ресурс, компания может выходить на крупных потребителей нефтепродуктов. Так, ТНК уже вытеснила из аэропорта Кольцово, в котором правительству области принадлежит 25,5% акций, компанию ЛУКойл. В розничной сети ТНК намерена получить контроль над оставшимися мелкими независимыми АЗС и увеличить таким образом свою долю на рынке нефтепродуктов на 25%.
Третий крупный игрок нефтяного рынка, ЛУКойл, для завоевания уральского рынка, судя по всему, применил и рыночный, и административный рычаги. Пока Сибнефть и ТНК вели переговоры с менеджерами ОПС "Уралмаш", ЛУКойл зашел на рынок через уже действующую структуру. Руководителем представительства "ЛУКойл-Пермь" в Екатеринбурге стал генеральный директор компании Екатеринбургнефтепродукт Валерий Савельев , а затем в СМИ началась мощная рекламная кампания по продвижению брэнда ЛУКойла через компанию " Лукойл-Екатеринбургнефтепродукт". В августе прошлого года компания " Лукойл-Пермь" подписала пятилетнее соглашение с правительством Свердловской области: власти обязались содействовать в предоставлении земельных участков для строительства двух нефтебаз и 15 - 20 бензо- и газозаправочных станций, а компания будет участвовать в областных программах строительства объектов автосервиса на новых дорогах. До 2006 года ЗАО "Лукойл-Пермь" предполагает инвестировать в развитие сбытовой сети в Свердловской области порядка 40 млн долларов.
Хуже не будет
Конкуренция между основными игроками, ЛУКойлом и Сибнефтью, сегодня весьма жесткая. И это на руку потребителю: если первый делает ставку на расширение сбытовой сети, привлекает потребителя ценовой политикой, то второй повышает качество услуг, предлагает гибкую систему расчетов.
Ожидать изменений в худшую сторону на свердловском рынке нефтепродуктов в ближайшее время вряд ли стоит. Нефтяные компании начали понимать, что внешний рынок подвержен резким изменениям цен, и большее внимание стали уделять относительно стабильному внутреннему рынку. Так что нефти и нефтепродуктов на нем теперь достаточно и цены, судя по всему, вряд ли будут подниматься быстро. Уральский регион остается территорией интенсивного промышленного производства, а значит, и потребления нефтепродуктов.