Экономика Уральского региона меняется. Промышленное производство в среднем превысило уровень 1994 года, растет объем инвестиций в основные средства. Значительно выросло число предприятий с хорошим финансовым положением, относительно высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Растет интерес к России со стороны западных инвесторов - и одновременно снижаются возможности самоинвестирования предприятий за счет прибыли. В результате меняется потребность предприятий в финансовых услугах.
Инвестиционные и брокерские услуги
Одной из наиболее насущных становится потребность больших компаний в новых каналах привлечения крупных кредитов. Компании в качестве такого канала рассматривают прежде всего фондовый рынок - через его механизмы легче всего получить финансирование в больших объемах. Для этого сложились все объективные предпосылки: устойчивое финансовое положение большинства предприятий, хронический избыток ликвидности в финансовой системе, высокий разрыв между ставками привлечения ресурсов банками и ставками рынка облигаций. Кроме того, и это главное, подавляющее большинство банков не в состоянии сразу предоставить предприятию крупный кредит в сумме, например, несколько десятков миллионов долларов.
На рынке появилось несколько сотен перспективных компаний, которые ищут возможности получения доступа к более дешевому и долгосрочному финансированию, нежели банковские кредиты. В связи с этим фондовый рынок привлекает все новых и новых заемщиков. Из уральских предприятий выпуски корпоративных облигаций успешно разместили не только такие общепризнанные заемщики, как Магнитка, Объединенные машзаводы, СУАЛ, НТМК, но и менее известные - концерн " Калина", комбинат " Магнезит" (Сатка, Челябинская область), Тюменьэнерго, пермский Уралсвязьинформ, даже малоизвестное пермское предприятие Стройиндустрия с годовой выручкой около 2 млн долларов.
Готова и другая сторона рынка. Вложения в обязательства таких эмитентов с точки зрения рисков ненамного хуже (а в некоторых случаях лучше) банковских вкладов. Доходность по облигациям колеблется на уровне 19 - 23%, что на несколько процентных пунктов выше доходности инструментов, предлагаемых банками.
Многие банки после кризиса 1998 года потеряли профессиональные кадры, способные обеспечить клиентов услугами по финансовому консультированию, организовать выпуск ценных бумаг, предложить качественное брокерское обслуживание. Наилучшие позиции на этом рынке сохранились у московских (МДМ-банк, Альфа-банк и др.), а также у специализированных финансовых компаний. Впрочем, крупнейшие московские банки имеют и крупнейший недостаток: они выступают на фондовом рынке не только как сторонние консультанты, но и как активные участники, формируя собственные промышленные холдинги, покупая и продавая предприятия. Поэтому не все предприятия готовы работать с московскими банками. И это дает шанс менее крупным банкам в регионах занять определенную нишу на этом рынке. Впрочем, ее с тем же успехом могут занять и специализированные финансовые компании.
Синдицированные кредиты
Однако не все компании, испытывая потребность в получении крупных кредитов (до нескольких десятков миллионов долларов), ищут ресурсы на фондовом рынке. Это связано с недостаточно высоким уровнем финансового менеджмента компаний, их неудовлетворительным финансовым положением, недостаточной известностью и другими факторами. В значительной степени это свойственно тем секторам экономики, которые начинают подниматься лишь в последние два-три года. Таков прежде всего машиностроительный комплекс с высокой капиталоемкостью производства, высокими сроками оборачиваемости ресурсов и соответственно потребностью в крупных кредитах. Часть этих потребностей может обеспечить банковская система, однако для этого относительно небольшие банки в регионах должны найти способ объединить кредитные ресурсы.
Учитывая структуру экономики Уральского региона (да и не только Уральского), где в промышленности преобладают крупные предприятия и активы одного среднего банка сопоставимы с их кредитным портфелем, проблема организации финансирования в больших объемах, мягко говоря, актуальна. Именно неспособность банков в регионах обеспечить потребности в кредитах далеко не самых крупных по мировым меркам предприятий рождает предложения слить множество мелких банков в несколько крупных.
Но более простое и на порядок лучшее с точки зрения рыночных принципов управления экономикой решение - развитие рынка синдицированных кредитов (синдикация предполагает участие нескольких банков в кредитовании одного предприятия). До 80% крупных кредитов в развитых странах выдается банками на условиях синдикации, в России же случаи организации синдицированных кредитов можно пересчитать по пальцам. Почему российские банки не используют эту форму кредитования? Аргументы в основном сводятся к следующим. Во-первых, пакеты документации, используемые при кредитовании, не унифицированы, в результате возникают серьезные трения между юридическими службами банков. Во-вторых, практически отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая предоставление синдицированных кредитов: всего несколько туманных фраз в двух инструкциях Банка России. В-третьих, банки просто боятся потерять клиентов, предлагая синдикации. Плюс полностью отсутствует судебная практика, поэтому просчитать реальные риски участия в синдикации крайне сложно.
На наш взгляд, основная проблема кроется в отсутствии достаточно надежной правовой конструкции, которая обеспечила бы права кредиторов. Из-за этого процесс согласования юридической документации в известных случаях организации синдицированных кредитов затягивался от нескольких месяцев до полугода. Не всякий заемщик согласится столько ждать.
Попытки решения этой проблемы предпринимались, насколько нам известно, по двум направлениям: путем адаптации западных образцов и путем разработки собственных документов. Начало процессу организации синдицированных кредитов положили московские банки, в частности Собинбанк, который в 2000 году организовал синдицированный кредит "Алросе". Урал, точнее Свердловская область, в этом смысле уникальны тем, что здесь организаторами синдицированных кредитов в разное время выступили сразу три банка: Уралсибсоцбанк (для Свердловэнерго), ВУЗ-банк (для Свердловскавтодора) и Уралвнешторгбанк (для концерна "Калина"). Впрочем, продолжения эти инициативы пока не получили.
Западные кредиты
Потребность в каналах перераспределения западных инвестиций - пока еще чисто теоретическая. С точки зрения финансового состояния многие российские предприятия как сырьевых, так и перерабатывающих секторов промышленности вполне сравнимы с западными компаниями. Тем более, что две глобальные проблемы российских заемщиков - низкая информационная прозрачность и высокие страновые риски, вызванные несовершенством институтов, призванных обеспечивать права кредиторов, - медленно, но решаются.
Интерес к России со стороны западных инвесторов растет. Об этом свидетельствует множество факторов: повышение странового рейтинга S& P, Moody's, положительные прогнозы развития экономической ситуации в России ведущими финансовыми компаниями, прошедшее на "ура" размещение АДР компанией "Вимм-Билль-Данн".
Показателем является и активность Европейского банка реконструкции и развития, предоставившего на Урале за последние два года несколько крупных кредитов (Челябинскому электролитному цинковому заводу и заводу "Прибор" в Челябинской области, концерну "Калина"). Расширяется сотрудничество банков по финансированию предприятий под гарантии немецкой страховой корпорации Гермес.
Наиболее вероятные кандидаты на получение западных инвестиций завтра - те компании, которые становятся публичными сегодня. Другими словами, заемщики на рынке корпоративных облигаций, которые пытаются обеспечить нормальный уровень информационной открытости, вкладываются в свою репутацию. Для того, чтобы занять нишу на этом рынке, нужно немногое: успешное прохождение международного аудита, получение международных кредитных рейтингов.
Услуги для развитых предприятий
Уровень управления финансами предприятий претерпел за последние три года глобальные изменения. Отказ от бартера и неплатежей, переход на "белые" схемы расчетов и финансирования деятельности предприятий, пребывавших последние годы в состоянии перманентного банкротства, вызвал изменения в системе финансового менеджмента. Причем улучшение качества управления финансами на таких предприятиях по вполне понятным кадровым причинам отстает от улучшения их экономического состояния. Поэтому можно предположить, что в ближайшие год-два мы станем свидетелями интенсивного развития рынков "дополнительных" банковских услуг - все более сложных схем проведения документарных операций, проектного финансирования, лизинговых операций , торгового финансирования. Наконец, по мере развития технологий увеличивается спрос на пока еще экзотические услуги вроде интернет-обслуживания и пр.
За эти новые рыночные ниши и развернется в среднесрочной перспективе основная конкурентная борьба между крупными московскими банками, финансовыми компаниями и региональными кредитными организациями. При этом побудительные стимулы последних - самые сильные. Со времени масштабного перераспределения клиентуры в посткризисный период региональные банки все острее чувствуют конкуренцию со стороны московских банков, которые планомерно прибирают к рукам рынок услуг крупным корпоративным клиентам. Кроме того, в условиях сокращающейся маржи региональные банки работают на меньших объемах, чем их московские конкуренты, поэтому вынуждены искать дополнительные инструменты, способные увеличить доходность бизнеса. В этих условиях выход на новые рынки - лучшее решение. Правда, оно требует немалых вложений: в кадры, в международный аудит и, что самое важное, в управление новыми видами рисков.
Потенциал с точки зрения привлекательности для банков тех или иных региональных рынков будет в основном зависеть от приходящейся в среднем на банк суммы добавленной стоимости, создаваемой в реальном секторе (доля которой в дальнейшем будет перераспределяться в банковский сектор), а также доли обслуживаемого валового регионального продукта. Очень грубо оба показателя можно оценить на основе данных по прибыли предприятий и валовому региональному продукту (ВРП).
Исходя из этих оценок, мы получим, что на первом месте с точки зрения привлекательности для банков стоят, наряду с нефтегазовой Тюменской областью (что естественно), Пермская область и Башкирия. В средних по привлекательности регионах промышленно развитые Свердловская и Челябинская область уступают Удмуртии. Это вызвано, помимо прочего, слабостью местных банков в Удмуртии и Пермской области и большей защищенностью рынка в Башкирии, вследствие чего большую долю рынка получают в первых двух случаях инорегиональные банки (включая Сбербанк), а в последнем - местные кредитные организации.