В борьбе за "это"

Даниил Гольц
11 марта 2002, 00:00
  Урал

Рынок обслуживания предприятий в сфере расчетов стал абсолютно конкурентным. Его развитие больше зависит не от воли участников, а от изменений в характере российского бизнеса

Безналичные платежи - базовая потребность отдельных предприятий и экономики в целом. По сути и по законодательству обеспечить эту потребность обязаны банки. При этом главным механизмом формирования качественного сервиса остается острейшая рыночная конкуренция.

В прошлом году одним из ярких примеров ожесточенности борьбы стала война Транскредитбанка и Уралтрансбанка за обслуживание платежей Свердловской железной дороги. Пресс-службы банков, потеряв всякую сдержанность, одновременно распространяли через одни и те же СМИ взаимоисключающую информацию о ходе противостояния. За что же так упорно воюют банкиры?

По большому счету

В роли медали для банка-победителя выступает факт открытия клиентом расчетного счета и проведение через него безналичных расчетов. "Призовые" - это остатки на расчетных счетах и комиссия за осуществление операций. Всякое предприятие, как бы быстро оно ни оборачивало деньги, периодически имеет на расчетном счете приличный остаток денежных средств. Аккумулировав остатки клиентов, банк часть из них размещает в активы, приносящие доход, а часть вынужден замораживать для осуществления расчетов и перечисления в фонд обязательного резервирования.

В последние два года в банковской среде бытует мнение, что в связи со снижением маржи значение для банков привлеченных средств в виде остатков на расчетных счетах резко снизилось.

На наш взгляд, это эмоции: простые цифровые выкладки доказывают обратное. К примеру, для банков региона Урала (без учета Тюменской области) доля пассивов в виде остатков на счетах в общей массе средств, привлеченных от юридических лиц, составляет 46%. У ближайших соседей в Татарстане - 57%. Наименьший вес в структуре имеют остатки на расчетных счетах в столицах, но и там это крупнейший вид пассивов, привлекаемый от предприятий и организаций.

Кроме того, чем дольше длится период стабильности в банковской системе, тем большую часть остатков банки могут размещать для извлечения дохода, так как снижается необходимость резервировать деньги "на всякий случай".

Возрастающая роль комиссионных доходов общепризнана и не нуждается в иллюстрациях. Скажем лишь, что многие региональные банки зарабатывают только на рынке рублевого расчетно-кассового обслуживания свыше 10 - 15 млн руб. ежегодно. Конечно, есть тенденции ускорения оборачиваемости средств предприятий и снижения маржи, ослабляющие экономический эффект оказания расчетных услуг, но, на наш взгляд, ценность для банков рынка обслуживания платежей будет только расти.

Невозможное совершенство

Банки, кто осознанно, кто интуитивно, укрепляют позиции на рынке расчетов, внедряя новые технологии, открывая филиалы и дополнительные офисы. Именно количество филиалов и технологии межфилиальных расчетов считаются базовыми параметрами конкурентных преимуществ в сфере обслуживания безналичного оборота. Специалисты всегда подчеркивают такой фактор, как наличие квалифицированного и мотивированного персонала. По названным параметрам конкурирующие банки естественным образом распадаются на несколько однородных групп.

Со Сбербанком по количеству филиалов не сравнится никто. Технологии отнюдь не совковые, зачастую лучше, чем в других крупных банках. Результаты впечатляют: на сегодняшний день Сбербанк РФ имеет наибольшую клиентскую базу. Статистики по всему Уральскому региону нет, но, по нашим данным, не менее 40% предприятий, имеющих счет в региональном банке, параллельно обслуживаются в Сбербанке. Между тем даже используемые в расчетах векселя Сбербанка клиенты зачастую не идут гасить в Сбербанк, платят комиссию коммерческим банкам за то, что те предъявят векселя эмитенту и получат с него деньги. Видимо, Сберегательному банку объективно трудно превратить массовые операции в массовые услуги .

Многофилиальные банки зачастую имеют персонал лучше, чем в Сбербанке, иногда менее совершенные технологии. В результате значительный сегмент клиентуры, как правило, имеющий контрагентов на охваченных банком территориях, охотно обслуживается в кредитных организациях данной группы.

Регионалы . Количество филиалов (за исключением Уралсиба) за пределами региона ограничивается двумя-тремя. Технологиями не блещут, хотя персонал, как правило, не хуже, а то и лучше, чем у конкурентов.

Казалось бы, должна возникнуть монополия нескольких участников, обладающих филиалами и технологиями внутренних расчетов. Но происходит обратное: на рынке, особенно региональном, появляется все больше участников. Конечно, говорить, что рынок совершенно конкурентный, нельзя (хотя бы потому, что совершенно конкурентные рынки - только теория). Традиционно эксперты объясняют сдерживание экспансии многофилиальных монстров необходимостью доверительных отношений. Но это объясняет лишь то, почему небольшие банки удерживают клиентов. И вовсе не указывает на причину появления на рынке расчетов все новых участников, находящих свой сегмент клиентуры.

На наш взгляд, "виновник" открытости рынка расчетов - Центральный банк РФ, ставший полноценным банком банков в расчетах. В ряде областей Большого Урала подавляющая часть рублевых безналичных расчетов осуществляется через систему расчетно-кассовых центров ЦБ РФ. Таким образом, с точки зрения логистики процесса, банки стали лишь передаточным звеном между клиентом и системой Центрального банка.

Центральный банк оказался невольным союзником региональных банков в борьбе со Сбербанком и многофилиальными монстрами. Обеспечив банкам, вне зависимости от размера, равный доступ к высокоэффективной, постоянно совершенствуемой и пока недорогой системе расчетов, Банк России нивелировал часть конкурентных преимуществ многофилиальных банков российского масштаба.

В результате банкам приходится прибегать к другим методам. Главный из них - инновации.

Новшества в сфере расчетов

Мы уже говорили о стратегии постоянных нововведений в сфере услуг как одной из наиболее современных и успешных . Инновации должны дать новые возможности предприятиям, за ними - будущее. Но где банкам взять новые услуги для сверхнасыщенного и традиционного рынка расчетов?

Финансовые учреждения постоянно сталкиваются с тем, что даже давно работающие на рынке программного обеспечения и технологических решений предприятия не могут предложить технологии, обеспечивающие рывок в конкурентной гонке. Спасение утопающих, как правило, остается их делом.

Но кое-какое предложение спрос на "волшебные палочки" рождает. Один из наиболее удачных примеров технологических нововведений - развитие систем дистанционного банковского обслуживания (системы клиент-банк, интернет-банк). Рядом, однако, присутствуют и услуги-фантомы, содержащие красивую идею, но не для этой жизни. Примеры: электронный факторинг, таможенная карта, торговые интернет-площадки для продукции клиентов. Конечно, что-то из этих предложений когда-нибудь разовьется в востребованный продукт, но пока большинство только отвлекает ресурсы банков и дезориентирует предприятия.

Многоукладность российской экономики открывает другой путь внедрения новых услуг, диверсификацию и специализацию под конкретный тип потребителя - клиенториентированные инновации . На пересечении взаимного интереса банка и клиента возникают достаточно своеобразные услуги. Например, к услугам предприятий, за чьими расчетными счетами охотятся налоговые инспекции, "договоренность" некоторых банков и налоговой о невыставлении на открываемые счета инкассовых поручений. Сиюминутная польза для предприятия есть, но если "договоренность" будет аннулирована, услуга окажется ловушкой.

Есть и пустые ниши на рынке расчетов, где никаких технологий не надо. Например, услуги по расчетам в мягких валютах (валютах стран СНГ). При расчетах через банки уральские предприятия сталкиваются либо с запредельными комиссиями, либо с вежливым отказом. Кто-нибудь из региональных банков обязательно должен в конце концов начать не слишком дорого обслуживать такие расчеты.

Между тем главные новшества в банковской сфере, на наш взгляд, будут порождены не технологиями и не другими сознательными действиями банков, а инновациями делового оборота . И изменение делового оборота уже не раз это делало. Революцией начала 90-х в сфере расчетов был переход с расчетов платежными требованиями на расчеты платежными поручениями. Он стал следствием падения доверия контрагентов друг к другу, никак не связанного с особенностями банковской системы. Развитие услуг в сфере расчетов периодически выходит из-под осознанного контроля банков. Вспомним классическое определение платежа - выполнение должником своих обязательств посредством безотзывной передачи кредитору приемлемого для него платежного требования. С этой точки зрения даже платежка со штампом банка по факсу решает все проблемы скорости расчетов. Стоит немного повыситься уровню доверия в деловой среде, и заработают классические инструменты - переводные векселя, чеки, расчеты с использованием платежных требований. По сравнению с такими процессами усилия даже крупнейших банков зачастую выглядят несерьезно и не ведут к образованию конкурентных преимуществ.

Очевидно, что ни инновации делового оборота, ни клиенториентированные инновации, ни отчасти технологические инновации (ЦБ все равно не перещеголять) не приведут к серьезному переделу рынка. Расчеты будут осуществлять те же игроки, что и сейчас. Не будет и быстрых перемен.

Есть предел совершенству существующих форм. На наш взгляд, большая часть резерва повышения эффективности механизмов расчетов исчерпана. Значимый экономический и рыночный эффект должно принести формирование услуг банка, выходящих за рамки расчетов: кредитование под обороты предприятий, взаимопроникновение бухгалтерско-информационных систем банка и предприятия и т.п. Объективно - чтобы это свершилось, нужна экономическая стабильность. Субъективно - многим предприятиям, чтобы вкусить плодов прогресса, придется повысить технологический уровень. Сегодня финансовые и бухгалтерские службы предприятий вынуждены вспоминать об экономическом анализе и управленческом учете. Задача на завтра - неотвратимый информационно-технологический ликбез.