Проехав два десятка городов с программой "Оранжевое настроение-4", всероссийски известная екатеринбургская группа "Чайф" устроила передышку. И во время коротких каникул в Екатеринбурге получила приятное известие: трюк торговой компании "Караван" с регистрацией слова "Чайф" как товарного знака не прошел. Эта фирма собиралась под чужим именем продавать продукты, пиво и безалкогольные напитки. Зато "на ура" прошел первый этап гастрольного тура. И впереди - несколько дней отдыха. Так что настроение у Владимира Шахрина и команды было действительно оранжевым. В это время мы и встретились с лидером "чайфов".
Казалось бы, о "Чайфе" известно все. Мы наблюдаем его в отдаленной перспективе столичных телерадиотрансляций и на екатеринбургских концертах, к счастью нередких. Если утром едем на работу в сопровождении "Белой вороны" и обедаем в ближайшей забегаловке под "Аргентину-Ямайку", то естественным завершением дня запросто может стать "Рок-н-ролл этой ночи". "Чайф" вездесущ и близок. И все же нетипичная для многих звезд открытость этой группы вызывает любопытство. А вдруг в равномерном, без сенсационных вспышек, свечении "Чайфа" мы что-то не доглядели?
- Владимир, когда "Чайф" отвоевывал свое имя у предприимчивой фирмы, вы сказали, что в российском шоу-бизнесе появился новый вид борьбы - с агрессией в отношении музыкантов. С кем и за что сражаетесь?
- За свои авторские права. Сейчас пиратствуют все кому не лень. На каждых гастролях нам приносят по нескольку вариантов очередного "нашего" альбома. Только что вышел саунд-трек к сериалу "Азазель". Тут же украли романс, который я там пою, - "Но я вас все-таки люблю". С таким же названием выпустили пластинку. Пиратские альбомы, не стесняясь, продают в центральных екатеринбургских магазинах, не говоря о ларьках. Мы стараемся с этим бороться. Например, в ТV-рекламе "Оранжевого настроения-4" дали информацию о том, как выглядит настоящая пластинка, где ее можно купить. Когда милиция конфискует пиратский тираж и нам предлагают написать заявление, мы не отказываемся - пишем.
- Вы недавно проговорились, что музыканты группы "Чайф" мечтают открыть кафе или клуб с одноименным названием. Это серьезно? Как вы представляете себя в роли бизнесменов?
- Нам кажется, мы смогли бы сделать хороший клуб - такой, какого в городе не хватает. Огромное количество наших сверстников выросло на рок-н-ролле 70 - 80-х. Они из тех, кто когда-то менялся пластинками на шувакишской "туче", кто просто любит рок. В основном это состоявшиеся люди. В Екатеринбурге нужен клуб, где им было бы комфортно, - не пафосный, очень демократичный и в то же время приличного уровня. Мечтаем, но не можем себе позволить. Нас подолгу не бывает в городе, а если оставить дело на несколько недель - самая потрясающая идея будет угроблена. К тому же, чтобы заниматься бизнесом, нужно в этом разбираться, кое-что уметь. Пока мы предпочитаем делать то, что у нас получается лучше.
- Но шоу-бизнес - тоже машина с четко работающим механизмом, с жесткими законами. Вам комфортно жить в этой системе или есть противоречия?
- Шоу-бизнес - такой же бизнес, как любой другой. Когда молодые музыканты со мной советуются, я говорю: "Ребята, не спрашивайте, как добиться успеха. Переведем вопрос на язык коммерции. Как продать ваши песни, вашу концертную программу?". А продается все это так же, как шоколадки или чупа-чупсы. Включаются те же законы. Или, допустим, есть мастер, который делает красивые и удобные колодки. Значит, рядом должны быть люди, которые могут продвигать их на рынок. Мы вовремя это поняли. С начала 90-х у "Чайфа" очень крепкий и грамотный административно-директорский корпус, что позволяет нам, музыкантам, ничего не понимать в бизнесе и спокойно писать песни. Конечно, когда я общаюсь с нашими администраторами, юристами, я примерно знаю, чем они занимаются, какую часть работы берут на себя. И очень им благодарен, потому что если музыкант начинает самостоятельно вести бизнес, музыка обычно кончается.
- "Чайф" - экстравертная группа. Среди музыкантов вашего поколения многие время от времени отстраняются от публичной жизни: Бутусов уходит то в себя, то в студийную работу, Гребенщиков - то в православие, то в буддизм. А "Чайф" как будто всегда рядом с народом, всегда открыт. Чтобы поговорить с собой, вам нужно застрять в лифте или....
- Это у нас образ такой, экстравертный. На самом деле меня, например, никто не видел на екатеринбургских тусовках, в клубах. Мне достаточно быть близким к народу на концертах. Все остальное время замыкаюсь в своем мире. Я существую в очень узком кругу близких людей, в окружении близких мне вещей. Люблю бывать в деревне, в своем крохотном одноэтажном домике. А в Екатеринбурге если и появляюсь в многолюдном месте, то чаще на барахолке, где меня знают, здороваются. Мне нравится находить и покупать там красивые, милые сердцу штучки-безделушки. Не иконы, не дорогой антиквариат - просто штучки, более-менее старые. Интересно общаться с продающими их людьми, наблюдать. Это абсолютно особенный мир... Такое неэстетское времяпрепровождение. На больших столичных тусовках нас тоже никто не видит. Есть случаи, когда нужно "отметиться", но опять же это делают администраторы "Чайфа", они общаются со всем миром шоу-бизнеса. Я никого там не знаю. Сегодня по телефону спросили: "Как вы охарактеризовали бы таких-то звезд?". А я общаюсь с ними только на уровне "привет" - "привет".
- Так легче?
- Мне - гораздо легче. А то, что нам удается выглядеть своими в доску парнями, - это наша заслуга. Значит, мы неплохие артисты. В то же время такой образ для нас очень естествен, гармоничен. Все музыканты "Чайфа" - дети обычных советских родителей, ходили в обычные школы, ездили в обычные пионерские лагеря. Прошли через коммуналки с соседскими дебошами. Мы выросли из этой среды, нам понятна такая атмосфера. За 16 лет группа "Чайф" не стала богемной. Кстати, люди богемы в основном довольно не глупы, и они уважают нас именно за то, что не видят в своих рядах.
- Параллельно с альбомом "Оранжевое настроение-4" вышел фильм, где подробно снят процесс записи пластинки. Это следствие моды на "застекольные" акции?
- Мы это сделали раньше, чем появилось шоу "За стеклом". Понятно, что теперь происходит сравнение тех и других съемок. Аналогия есть. Но в отличие от "застеколья", особенно его первого этапа, в нашем фильме участвуют люди, интересные публике и занятые реальным делом - записью песен. Посмотрев фильм, публика видит результат этого процесса - новый альбом. А кто-то, наоборот, сначала послушает альбом, потом понаблюдает за тем, как он делался. Здесь все опять-таки гармонично. Я часто употребляю это слово, потому что в группе "Чайф" оно ключевое. Мы выпустили фильм, содержание которого должно быть в гармонии с теми, кто по ту и по другую сторону экрана.
- И все-таки поветрие. Видимо, к моменту записи альбома идея "застеколья" носилась в воздухе. Вам свойственно попадать под влияние моды?
- Мода была, есть и будет всегда, потому что это мощнейшая индустрия. Года два назад появились складные самокатики. Я поражаюсь: банальная вещь, которая существует давным-давно. Самокатик ужасно неудобный, никуда на нем не уедешь: колесики маленькие, дорог для них у нас нет, да еще одной ногой все время отталкивайся... Но рекламщики, заразы, как-то убедили весь мир, что это круто: "То, что вам надо, - это самокат!". Я всегда стараюсь сопротивляться внушению, рассчитанному на стадный инстинкт, хотя, само собой, ничего страшного в самокате нет. А лет семь назад народ ломанулся смотреть кино "Титаник". Я вам честно скажу: мы сразу организовали клуб людей, которые не смотрели "Титаник". Я его не смотрел. Теперь все фанатично читают "Гарри Поттера". Ясно, что некачественный товар разрекламировать трудно. Наверно, он качественный. Но народ убеждают в том, что лучшей книжки никто никогда не читал и жить без нее невозможно. Я пытаюсь себе доказать, что возможно. Я не читал "Гарри Поттера"!
- Судя по вашим песням и интервью, вы любите вспоминать прошлое. Это свойство характера или есть реальные причины считать, что раньше что-то было лучше? Лет через 15 будете с ностальгией вспоминать то, что происходит сейчас?
- Это не ностальгия. Да, я действительно очень люблю вспоминать. Я глубоко убежден, что в нашей стране можно сделать единственное накопление, которое не девальвируется и не будет экспроприировано, - это воспоминания. Я хочу делиться ими с другими людьми. Тот, кто копит бриллианты, время от времени их надевает, чтобы показать всем, какие у него камешки. У меня интересная, насыщенная жизнь. У меня много воспоминаний. Я не говорю, что раньше было лучше. Мне и сейчас замечательно. Думаю, дальше будет еще интересней. Все мои песни - это жизненные истории, но в них нет ностальгического занудства. Привычка оглядываться назад? Есть такая, потому что смотреть вперед нет смысла. Никто не знает, что будет через неделю. Я благодарен судьбе за то, что могу позволить себе не строить никаких планов. Знаю только то, что буду делать до понедельника. Сегодня - пятница...
- Говорят, Шахрин придумал новый жанр СD-сериалов. Это тоже от пристрастия к ретро? И "Оранжевое настроение-4"...
- Это старые наивные песни, с которых начинался "Чайф", по которым мы скучаем. Мы понимаем, что выросло поколение, которое не знает этих песен, незнакомо с эстетикой того времени. Но почему музыканты должны потерять традицию квартирников - очень непосредственных домашних концертов? Она не нами придумана, мы подхватили ее за Галичем, Высоцким, Окуджавой. Конечно, появилась другая ритмика, новое музыкальное оформление, а суть та же. Поэтому "Оранжевое настроение-4" мы записали в стиле домашнего концерта, с акустическим ретро-джазовым звучанием.
- Кстати о новом поколении. Как складываются отношения с молодым уральским роком?
- Меня радует, что мальчишки и девчонки берут в руки музыкальные инструменты, сочиняют песни. Лет 15 - 20 назад групп тоже было много, а остались на плаву единицы. С молодыми командами произойдет то же. Сейчас их на Урале около сотни. Есть условно 10 интересных групп, и две-три наверняка чего-то достигнут. Это абсолютно нормально. Ситуация рабочая. Даже у тех, кто не сделает артистической карьеры, останутся хорошие воспоминания: они вместе придумывали и играли эту штуковину под названием "рок-н-ролл". Все классно. Совсем не обязательно заниматься шоу-бизнесом. Я знаю, что некоторые начинающие музыканты относятся к "Чайфу" с пренебрежением. Это нормальный юношеский нигилизм: все, что было до них, - фигня. Но удивительная вещь: если попадают на профессиональную сцену, их отношение к нам меняется. Как-то говорили с музыкантами Юли Чичериной. Они признались: "Мы раньше думали, что "Чайфы" - так себе старикашки. А теперь понимаем: вы ведете себя достойно. Надо еще научиться так держать себя на концертах и так держать публику". Я спокойно отношусь к тому, что нас ругают на молодежных сайтах. Иногда это происходит, потому что не дозрели, не врубаются. Иногда бравируют друг перед другом. А кому-то просто в кайф написать гадость известному человеку: моська лает на слона. Мы взрослые дядьки и все понимаем. На то она и молодость, чтобы ошибки совершать. Пусть совершают.
- Как получилось, что вы стали продюсировать "Сансару"?
- Вначале я узнал, что есть такая группа - очень вроде отличная. Потом кто-то передал демозапись "Сансары" - мне не очень понравилось то, что я услышал. А через какое-то время познакомились с Сашей Лебедевым, и я понял: он - личность. На современной сцене, в сделанных продюсерских проектах не хватает именно личностей. Как обычно поступают продюсеры? Рисуют себе картинку: два мальчика и девочка, вот так они будут прыгать, так - петь, такая-то у них будет история. С "Сансарой" ничего придумывать не надо. Когда ребята готовили дебютный альбом, я кое-что подсказал по административной части, где-то посоветовал подправить песню. А вообще "Сансара" группа самостоятельная, совершенно не похожая на "Чайф".
- Это точно. Владимир, Екатеринбург оттаял, значит, скоро ждать "Грачей"? Кого привезете на этот раз?
- Мы пригласили группу "7Б" - на наш взгляд, честную, непосредственную и классную. Традиционный концерт "Грачи прилетели" пройдет 25 апреля, надеюсь во Дворце спорта. Правда, есть проблемы с пожарными, но мы будем уговаривать дирекцию разрешить нам провести "Грачей" в ДС. На наших концертах агрессии обычно не бывает. Если кто и сломает стул, так от широты душевной, от радости. Мы берем на себя ответственность за свою публику. Все, конечно, знают: "Грачи прилетели" - это такое народное молодежное гулянье, где встречаются друг с другом одноклассники, однокурсники. Для людей, приобщенных к рок-н-ролльной культуре, пропустить "Грачей" невозможно.
- Ради этого концерта придется сделать перерыв в вашем туре? Как он проходит?
- Мы в очередной раз сделали все не так, как полагается. Ни одна из песен нового альбома еще не звучала в эфире, не снято ни одного клипа, а мы уже устроили тур в поддержку "Оранжевого настроения-4". Причем проходит он не в самых кассовых провинциальных городах. График гастролей сумасшедший: 22 города за полтора месяца. Только в таком темпе можно сделать этот тур окупаемым. Потому что мы не халтурим: привозим свою звуковую аппаратуру, сценическое оформление. Берем с собой всю нашу атрибутику - оранжевые футболки, банданы, береты. Такой оранжевый спецназ, нежный ОМОН. Публика все это с удовольствием покупает: к концу каждого концерта зал становится ярким, оранжевым, народ машет этими платочками-беретами. Мне кажется, тур соответствует названию. Мы им очень довольны. Программа необычная, очень позитивная, Стараемся, чтобы она несла добрые, непосредственные эмоции. Сейчас отдыхаем, а потом отправляемся в Сибирь. До мая проедем еще много городов.