Конституцию Башкирии будут корректировать

8 апреля 2002, 00:00
  Урал

Верховный суд Башкортостана вынес решение по протесту заместителя Генерального прокурора РФ Александра Звягинцева. Суд признал неправомерным включение в Конституцию республики полного текста двухстороннего договора о разграничении полномочий и предметов ведения, заключенного между Уфой и Москвой, что было сделано в последней, обновленной, версии Конституции РБ. Кроме того, суд посчитал противозаконными требование обязательного знания башкирского языка для кандидатов в президенты республики, положения о гражданстве в республике и ряд других положений.

Иск Звягинцева появился после того, как башкирские депутаты в разгар кампании по приведению в соответствие республиканского законодательства с федеральным существенно подкорректировали Конституцию субъекта. Под нажимом федерального центра Госсобрание республики внесло в ноябре 2000 года дополнения и изменения в Основной закон Башкортостана, впервые кардинально обновив его с 1993 года, и выстроило документ в духе "ограниченного суверенитета", строго в рамках полномочий, отведенных республике центром. В то же время особое положение, отличающее национальную республику от обычной области или края, в нем осталось отражено. Это позволило Генпрокуратуре РФ, прочитав текст обновленной башкирской Конституции, обнаружить еще более 50 статей, противоречащих Конституции федеральной, и направить протест в Госсобрание республики. Однако там не стали вторично корректировать свою Конституцию. В середине 2001 года заместитель Генпрокурора РФ подал протест по тем же вопросам в Верховный суд республики. Рассмотрения дела по существу он добился лишь путем жалобы в Верховный суд РФ.

С начала 2002 года тянулся сложный процесс, в итоге которого Верховный суд РБ вынес-таки непростое для себя решение - признать не соответствующими федеральным законам 20 статей Конституции Башкортостана и еще 13 статей признать недействительными. Несмотря на то, что ряд положений Основного закона башкирским законодателям удалось в суде отстоять, в разряд противоречащих федеральному законодательству суд отнес весьма существенные его статьи. С решением этим, однако, не согласилась башкирская сторона и обратилась с предварительной жалобой в Верховный суд РФ. Надежд на выигрыш в Москве, считают сторонники существующего текста башкирской Конституции, еще меньше, чем в Уфе, но сдавать позиции они не хотят. Через год с небольшим в Башкортостане очередные президентские выборы. И если один и тот же президент будет присягать на верность народу на Конституции, кардинально отличающейся от той, на которой он клялся в прошлый раз, это неизбежно вызовет вопросы у его избирателей.

Уфа