Гол в ничьи ворота

Введение новых таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок вряд ли решит задачи, продекларированные государством

Увеличения таможенных пошлин на ввоз в Россию подержанных автомобилей иностранного производства рынок ожидает уже почти полгода. Введение этой непопулярной меры, ограждающей российский автопром от конкурентных по цене и превосходящих по качеству и техническим характеристикам авто, планировалось еще с 1 января 2002 года. С тех пор состоялось не одно заседание правительства России (последнее - 21 марта), но окончательное решение каждый раз откладывалось. Между тем эффект ожидания уже сказался на рынке. В столице он породил ажиотажный спрос на подержанные иномарки: цена на них в среднем выросла на 500 - 1500 долларов. В регионах ситуация складывается иначе.

Право руля

Перепродавцы праворульных автомобилей, произведенных в Японии и других государствах Юго-Восточной Азии, перевыполнили план еще перед новым годом. В преддверии повышения пошлин за последние месяцы 2001-го и начале 2002-го в российские порты Дальнего Востока ввезено вчетверо больше автомобилей, чем за аналогичный период предыдущего года. Спрос при этом увеличился не столь значительно, чтобы за считанные месяцы поглотить несколько сотен тысяч машин. В результате все авторынки и стихийные торговые площадки Дальнего Востока оказались переполнены.

Естественной реакцией на затоваривание стало снижение цены на подержанные праворульные автомобили, в первую очередь за счет снижения прибыли дальневосточных торговцев. "Сейчас самый выгодный момент для приобретения подержанного японского автомобиля с правым рулем, - комментирует ситуацию управляющий автосалоном "Фуджи моторс" (Екатеринбург) Вячеслав Анисимов, - цена на них упала по сравнению с прошлым годом на тысячу долларов, если говорить об автомобилях среднего ценового диапазона в 7 - 8 тысяч долларов, и долларов на 500 - 600 по более дешевым машинам стоимостью 3 - 4 тысячи долларов".

Продавцы японских автомобилей отмечают: мало кто из покупателей информирован о столь выгодной ситуации на рынке. Поэтому на Урале спрос на "японок" подрос незначительно, по сравнению с предыдущим годом на 20 - 30%. Да и этот прирост, считают они, обусловлен скорее тем, что автовладельцы перестали относиться к машинам с правым рулем с опаской. Накоплен обширный и преимущественно позитивный опыт их вождения и эксплуатации в условиях уральских зим и разбитых дорог, и эта информация работает лучше, чем прямая реклама. Кроме того, появилось достаточно магазинов, торгующих оригинальными запчастями для иномарок, в том числе японских. Конкуренция позволила снизить цены на них до вполне приемлемых и насытить рынок настолько, что под заказ сегодня приходится возить запчасти только к редким моделям. Основная масса автовладельцев находит все необходимое на месте.

Учитывая это, а также разгар сезона (автомобили - товар сезонный, лучше всего продаются весной и осенью), специалисты прогнозируют в ближайшие месяцы рост покупательского спроса на подержанные японские машины до 50% по сравнению с прошлым годом. Именно "японки" считаются основными конкурентами новым отечественным автомобилям. За 6 - 6,5 тыс. долларов, а именно столько стоит продукция АвтоВАЗа "десятого" семейства, можно приобрести японский автомобиль среднего класса, например, Toyota Windom 1997 года с пробегом 65 - 75 тыс. километров, с полным электропакетом, гидроусилителем руля, кондиционером, АБС, двумя подушками безопасности, центральным замком и аудиосистемой неплохого качества. Кроме того, японские автомобили, по утверждению продавцов, прекрасно приспособлены для нашей зимы: хорошо заводятся в мороз, имеют герметичный салон и жаркую печку. Новые "Лады" на этом фоне имеют всего три преимущества: собственно новизну, левый руль и более дешевые запчасти (правда, покупать их требуется значительно чаще).

Сколько подержанных азиатских машин завозится и продается сегодня в регионе, не знает даже ГИБДД. Приблизительно, опираясь на данные, полученные от продавцов автомобилей, можно говорить, что в наиболее автомобильно развитом городе УрФО Екатеринбурге при предложении около тысячи японских машин б/у ежемесячно продается 150 - 200. Значит, предложение еще долго будет доминировать над спросом.

Лево руля

Географическое положение Урала на границе Европы и Азии довольно точно отразилось на "национальном" составе автопарка региона. Если в немногим более восточных Новосибирске или Омске праворульные японские авто составляют 70 - 75% от общего числа иномарок, то на Урале эта пропорция 50 на 50. Европейские автомобили у нас никак не менее популярны, чем "японцы". Правда, если предложение в Екатеринбурге столь же богатое, около тысячи машин, спрос на подержанные европейские автомобили в этом году неожиданно низкий.

Торговцы автомобилями фиксируют либо прошлогодний уровень спроса, либо небольшой, 10 - 15%, прирост. "Редкий случай, весной торговля замерла, - говорит Роман Селичев, менеджер автосалона иномарок компании "Уралавтошоп". - Судя по всему, это связано с нехваткой денег у населения. Официальные дилеры, торгующие новыми иномарками, отмечают ту же тенденцию: прогнозировали рост продаж, получили спад. Даже если говорить о подержанных отечественных автомобилях, продаются в основном недорогие машины, до 100 тысяч рублей, а одно-двухгодовалые "десятки" по 120 - 140 тысяч стоят".

Цены на европейские автомобили "второй свежести" либо находятся на прошлогоднем уровне, либо чуть подросли. И хотя бума, подобного московскому, в регионах нет, салоны и перегонщики-одиночки закупаются на перспективу. Рынок продолжают заполнять подержанные иномарки, поскольку очевидно: решение о введении новых повышенных пошлин хоть и откладывается, но будет принято. Торговцы ждут его в июне - июле текущего года. "Работать под заказ стало сложно, - рассказывает директор салона европейских автомобилей "Тройка" Леонид Котельников. - В Германии все салоны подержанных машин пусты, все вычищено, зато перед российской границей стоят пятикилометровые очереди".

Любопытно, что даже компании, специализирующиеся на продаже отечественных автомобилей, начали предлагать клиентам зарубежный сэконд-хэнд. В Екатеринбурге на большинстве торговых площадок, заставленных российскими машинами, можно увидеть несколько единиц иностранной техники. А компания "ДДТ", крупнейший в Уральском регионе продавец продукции АвтоВАЗа, уже несколько месяцев наряду с "Ладами" предлагает близкие по цене новые Renault Clio Simbol, произведенные в Турции, и берется за поставку подержанных автомобилей из Европы под заказ.

Полный вперед

Рынок подержанных иномарок в России начинался более десяти лет назад с частных перегонщиков-одиночек. Они и сегодня составляют основу - около 80% автомобилей завозится ими. Частники гнали машины своим ходом по зимнику из Владивостока, по пустыням из ОАЭ или через несколько европейских границ. Сегодня они наладили систему поиска нужных машин, обросли наемной рабсилой и клиентурой, отработали каналы и условия прохождения границ. По уровню организации это уже целые фирмы, правда без образования юридического лица. Работают либо под заказ, либо продают машины на авторынках или через автосалоны.

Около 15 - 20% рынка - цивилизованная форма торговли подержанными иномарками. В Екатеринбурге такие компании можно пересчитать по пальцам одной руки. Услугами сторонних перегонщиков эти участники рынка не пользуются и стараются не гнать машины по России своим ходом: с Дальнего Востока автомобили идут поездом, из Европы - автовозом. Как заявляют сотрудники таких компаний, в Европе они покупают автомобили только в автосалонах, что гарантирует чистоту их происхождения. Перед тем, как приобрести машину, проводят диагностику ходовой части, трансмиссии и двигателя, иногда меняют масло.

Конкуренции по ценам между частными перегонщиками и фирмами нет. У первых низкие издержки (не надо оплачивать аренду офиса, штат сотрудников и т. д.). Вторым удается держать цены за счет объемов поставок и реализации машин. Кроме того, цивилизованные компании привлекают клиентов, предлагая "в комплекте" с купленным автомобилем поставку запчастей без торговых накруток, бесплатные технические консультации. В перспективе планируют создание бесплатных или совсем недорогих пакетов услуг: автомойка, шиномонтаж, техобслуживание. Словом, собираются работать долго.

Повышение таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок и у частников, и организованных участников рынка вызывает похожую реакцию: "На пару месяцев уйдем в отпуск. Когда люди свыкнутся с новыми ценами, начнем работать снова". А вот потенциальных потребителей ждут неприятности. Особенно тех, кто планировал приобрести недорогой автомобиль. Цена в зависимости от года выпуска, объема двигателя и технических характеристик, вполне вероятно, увеличится на тысячу-две долларов. Скажем, если сейчас Volkswagen Passat 1995 года можно приобрести за 8 тыс. долларов, то уже в июле его цена легко возрастет на 20% - до 10 тысяч. А вот для покупателя подержанного джипа стоимостью в 40 тыс. долларов прибавка в цене тысячи на 3 - 3,5 едва ли станет решающей.

Декларированная цель повышения таможенных пошлин - заслон для ввоза в страну импортных автомобилей со сроком эксплуатации выше 7 лет. Заявлено, что они ухудшают экологию и устаревшим видом дисгармонируют с прочим транспортным потоком. Однако уже сейчас количество таких машин не превышает среди ввозимых в Россию 20%. Таможенные пошлины, взимаемые с объема двигателя, и без того увеличивают конечную стоимость настолько, что выгоднее взять более молодой автомобиль, заплатив ровно такую же пошлину, как и за старый, разница будет составлять всего 1 - 2 тыс. долларов.

В том, что грядущее повышение ввозных пошлин - очередная акция, пролоббированная отечественным автопромом, уже никто не сомневается. Однако выглядит она полумерой. Увеличение таможенных ставок на 25 - 35% (как предполагает последний проект от 21 марта) немногих заставит отказаться от приобретения подержанного импортного автомобиля. Скорее потенциальные покупатели только на время отложат покупку. Для реальной защиты российского автопрома пошлины следовало бы увеличить не на десятки процентов, а в разы. Однако на это у наших чиновников смелости вряд ли хватит. Их американские коллеги, например, подняв пошлины на импорт металла, вызвали негодование за рубежом, но при этом получили одобрение внутри страны. Нашим придется держать удары с обеих сторон.

Таможня не дает добра

По информации Минэкономразвития РФ проект правительственного постановления о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок в Россию уже готов. Предположительно подписан Михаилом Касьяновым он будет в мае, а вступит в силу с 1 июня текущего года. Скорее всего ожидавшегося повышения пошлин на новые иномарки с 25% до 35% не будет (это связано с переговорами о вступлении России в ВТО). По подержанным иномаркам, как и обещано, ставки вырастут. Не столь существенно это коснется иномарок в возрасте от 3 до 7 лет, по ним увеличение ставок произойдет всего на 14 - 17% в зависимости от объема двигателя. Если в мае растаможить двухлитровый автомобиль стоит еще 1700 евро, то в июне эта цифра поднимется до 2000 евро. Более существенным будет повышение ставок на автомобильный second hand старше 7 лет: рост составит 235 - 272% в зависимости от объема двигателя. За ввоз столь немолодого двухлитрового автомобиля государству на границе придется отдать уже 4000 евро, а за более мощный 3-литровый двигатель седана или джипа необходимо будет заплатить уже 9000 евро (!) таможенных пошлин. При этом сумма пошлин минимум вдвое превысит первоначальную стоимость автомобиля. Таким образом, очевидно: ввоз автомобилей старше 7 лет в Россию прекратится. Однако рынок по-прежнему вполне способен предложить массу автомобилей до 7 лет в ценовом диапазоне 5,5 - 8 тыс. долларов. Они и составят активную конкуренцию новой продукции российского автопрома.