Театр невоенных действий

Фестивальная интрига как главная движущая сила театрального процесса

В четвертый раз вслед за главным всероссийским фестивалем "Золотая маска" в Свердловской области прошел главный областной театральный фестиваль "Браво!". Из Москвы в Екатеринбург перебрались еще не остывшие от топ-фестивальных интриг участники и судьи. В этом году в афише "Браво!" два лауреата "Маски", а два номинанта, не ставшие лауреатами, в нее не вошли - вот уже завязка интриги местного значения. В кулуарах нет-нет да и назовут уральское действо мини-"Маской". Мы, конечно, претендуем на самодостаточность, однако интересно посмотреть на явление региональных фестивалей на фоне всероссийского.

Мизансцена

Сеть региональных фестивалей становится все плотнее. "Волшебная кулиса", аналог "Браво!", действует в Перми. "Сцена" какое-то время существовала в Челябинске. В Тюмени есть свой "Золотой петушок", который приглашает и иногородних. Проходит фестиваль кукольных театров, переезжающий из города в город (в прошлом сезоне он в прямом смысле осчастливил детей Челябинска, в нынешнем та же радость ждет юных екатеринбуржцев или пермяков). Североуральский традиционно собирает современных танцоров региона. Есть еще фестиваль студенческих театров (в этом году пропишется в Сургуте) и несколько детских. Особенно ярко выглядит здесь заштатный, казалось бы, тобольский "Радуга талантов". Он собирает юных артистов Урало-Сибирского региона: в апреле их прибыло сюда около четырехсот, и весь городок превратился в зрительный зал. Некоторые региональные фестивали вырастают во всероссийские не по названию. Прежде всего знаменитый уже "Реальный театр", куда съезжаются коллективы от Комсомольска-на-Амуре до Риги, не минуя столицы, привлекаются и международные силы. Театральное поле вспахано основательно. Как урожай - заключительные областные фестивали лучших работ года. Примерно та же схема действует и на уровне страны.

Кто и на какие средства устраивает театральные праздники? Второе зависит от первого. Если это "Радуга талантов", инициированная (редкий случай) чиновником, влюбленным в театр, заместителем мэра Тобольска Павлом Крековым, то в основном на бюджетные. Областные заключительные фестивали организуют местные отделения Союза театральных деятелей (СТД). У "Браво!" три источника финансирования: областной бюджет, СТД и взносы участников (75% от планового сбора за показанные спектакли). Фестивали, имеющие выраженный авторский характер ("Реальный театр", например, детище замдиректора екатеринбургского ТЮЗа Олега Лоевского), проводятся в основном на средства привлеченные, спонсорские.

Цели у каждого уровня фестивалей свои. Значение областных проявилось особенно хорошо там, где они временно прекратились. В Челябинске два года как "Сцена" закрыта. И уже, по словам критика Владимира Спешкова, ощутились неприятные последствия - распад театрального пространства. Заместитель председателя екатеринбургского отделения СТД Татьяна Стрежнева четко определяет задачи "Браво!": анализ областной театральной ситуации, поиск талантов, пропаганда творчества. Все это, однако, внутренние театральные интересы. Каждому фестивалю, конечно, хочется большего - стать явлением не исключительно театральной, но общественной жизни. "Золотой маске" это удалось на восьмом году существования. "Браво!", оставаясь пока преимущественно славным междусобойчиком театральных деятелей, критиков и журналистов, движется в этом направлении.

Действие первое: участники

Верное средство привлечения внимания - завлекательный сюжет. О "Маске" начинают говорить и активно писать, в том числе в провинциальной прессе, на этапе отбора номинантов. "Браво!" тоже подбрасывает время от времени пищу для разговоров. Несколько лет подряд в главном конкурсе страны принимает участие театр "Провинциальные танцы", однако на местном конкурсе светится нечасто. Объективная ситуация редкого присутствия "провинциалов" в родной провинции озвучивается официально. За глаза звучит версия "зазнались". Очевидно, что в плотный творческий график этого коллектива "Золотая маска" вписывается легко, а "Браво!" - трудно. Иные причины не позволили спектаклю "Амальгама", номинанту "Маски", принять участие в областном конкурсе: нежелание оплачивать участие в фестивале.

Фестивальная афиша по составу участников год от года отнюдь не повторяется (тоже интересно). В прошлом сезоне десять лучших театров Свердловской области выглядели так: четыре областных, три "малых" екатеринбургских и три "больших". В нынешнем расклад таков: один областной, четыре "малых" и четыре "больших" (причем два из них представили работы малой формы). Театральная тенденция налицо. Есть и постоянные участники. Например, абсолютно все постановки, осуществленные Экспериментальным музыкальным театром под руководством Ильи Можайского, были номинантами "Браво!" и ни одна не осталась без наград. То же можно сказать о спектаклях Николая Коляды при всех разнонаправленных страстях, которые они привычно вызывают.

Действие второе: обсуждение

"Золотую маску" ругают за кулуарность и необъективность. Газеты дружно пишут о странных решениях жюри и влиянии на эти решения массы факторов, посторонних для чистого искусства. В этом, однако, есть и положительный момент. За катавасией, что творится в Москве, с увлечением следят на периферии: там всегда найдется место неожиданности. Для кого-то приятной. Как, например, лауреатство "Эксцентрик-балета" Сергея Смирнова. По мнению члена экспертного совета "Маски" Ларисы Барыкиной, явным фаворитом в жанре современного танца считался спектакль Камерного балета Москвы "Взлом", суперсовременный и супервиртуозный. Но победил скромный екатеринбургский "Голос": "После нескольких лет засилья умствований он покорил эмоциональностью и человечностью, своеобразной пластикой, обращением к душе, а не голове".

У нас подобные "маленькие радости" оказались невозможны. В силу несоизмеримости масштаба выбора, конечно. А также в силу такого явления, как "всенародное обсуждение". По словам члена жюри как "Золотой маски", так и "Браво!" театрального критика Марины Нестьевой, подобных екатеринбургским "круглых столов" на московском фестивале нет. Пожалуй, для участников они становятся самым напряженным моментом, истинной кульминацией в развитии фестивального сюжета. Здесь критики открыто и прямодушно говорят в глаза, что они думают. Звучат первоначальные оценки, которые чаще всего оказываются окончательными.

Действие третье: награждение

Церемония награждения в этом сезоне окончательно приобрела черты шоу. Зато интриги на нее почти не осталось: пружину отпустили на этапе обсуждения. Тайное стало явным еще до высшего таинства - "вскрытия конвертов". Результат оказался ожидаемым (хотя без обиженных не обошлось). О таком говорят - объективный, если за объективность принять относительное единодушие. Но существует ли понятие объективности в искусстве? Спектакль "Ромео и Джульетта" Николая Коляды еще полгода назад на всероссийском фестивале получил жирный "минус", теперь не менее уважаемые критики вывели наконец "плюс".

Жюри, конечно, и не обязано удивлять. Но не удивило и зрительское жюри, новшество года. Взгляд на сцену из партера не отличался от взгляда из ложи критиков. Может, любительское жюри вышло слишком профессиональным: опять же искусствовед, кандидат филологии, сценарист?.. Неожиданности от него были возможны (в виде призов в нетипичных номинациях: самой элегантной актрисе или самому энергетическому движению), но не случились. Не сговариваясь, зрительское жюри и управление культуры Екатеринбурга выделили одну и ту же постановку. Что, с одной стороны, снова указывает на объективность: "Каштанка", рассказ о собачьей жизни в постановке Вячеслава Кокорина, всех пленила человечностью. Но и на нежелание уйти от схемы. Возможно, в следующем сезоне зрительское жюри, задуманное для оживления внутренней фестивальной интриги, проявит себя в этом качестве.

Лично для меня неожиданным стало одно. Привычная фестивальная ситуация "всем сестрам по серьгам" не проявилась. Почти половина участников не была отмечена. При этом некоторые соображения все-таки могли быть вынесены за рамки "объективности". Возможно, насмерть обидится на "столицу" театральная провинция за единственный приглашенный из области и обойденный вниманием спектакль Серовского театра драмы (кстати, получивший признание на не менее значительном фестивале "Театр без границ").

Фестиваль "Браво!" с каждым годом поднимается на новый уровень. Но мы очень серьезны, спокойны, академичны. Нам чужды околотеатральные страсти. Мы не скандалим, мы справедливы и объективны. Как не хватает восторженного вопля "Браво!". И рефреном звучит: "Маска, я тебя знаю".