Человек с балалайкой

Идиосинкразия на насаждаемое прежде проходит: появились признаки возвращения любви к хорошему фольклору и народным инструментам

Зрители визжали под балалайку: инструментальная группа "Русское банджо" отмечала пять лет существования... Зал екатеринбургского Театра эстрады был полон, атмосфера близка к драйву на рок-концертах. Пикантность в том, что в сочетании с ударными, гитарами, клавишными и во главе их царила балалайка.

Создателем уникального коллектива, тогда студентом консерватории, Юрием Шутовым двигали две задачи. Первая - практическая: необходимость выделиться как неизменный закон шоу-бизнеса. Вторая из сферы возвышенного: показать возможности любимого инструмента. Бытует мнение о некоей примитивности балалайки. Свой диапазон есть, конечно, у всякого. Но когда американцы услышали Шутова и его балалайку, приняли исполнение за иллюзион - засомневались, что это действительно сыграно на трех струнах. К виртуозной игре добавили неожиданное сочетание инструментов. В итоге открылись новые возможности. До Шутова, пожалуй, никто не исполнял на балалайке рок-н-ролл или джаз, не пробовал сочетать ее с трубой, например.

Эклектика сознательно избрана принципом работы. Все смешалось в "Русском банджо": ударные и балалайка, русские народные мелодии и кантри. Смешались и "возрастные показатели" зрителей: непонимания отцов и детей на концертах не наблюдается. Нет особых проблем и во взаимоотношении с ценителями чистых жанров. Учитель Шутова народный артист России Евгений Блинов - Паганини балалайки, как его называют, - оказавшись на концерте группы, сначала держался настороженно, затем расслабился и оценил: "Правильно делаешь". "Популярничание" сегодня даже в академических кругах все реже воспринимается как отрицательное явление. Многие народники, стараясь реанимировать интерес к своим инструментам, выходят на сцену в неожиданных амплуа. Яркий пример - другой инструментальный ансамбль Екатеринбурга "Изумруд", который на народных инструментах в современной манере исполняет классику. Шутов и его компания идут близким путем, но в более эстрадном, молодежном варианте.

Взятая ими на вооружение эклектика упорядочена и выстроена. Если это коктейль, то не случайно подобранных инструментов, а сделанный строго по рецептуре. Репертуар "Русского банджо" строится на аранжировках, в основе почти всегда лежит популярная мелодия, которой придается новая окраска. Берется, например, "Шизгара" и подается с "изюмом". Иногда классика или народность так запрятаны, что не сразу обнаружишь; тем больше радость, когда пробьется сквозь громкость и ударность знакомый мотив. Сделанные в современном формате композиции дают возможность и классическим, и народным произведениям вновь получить современное звучание. Само же название группы пошло от одной из первых композиций, старой ковбойской песни: русское банджо - примерно то же, что "американская балалайка". Особенно ребята любят "латину": латиноамериканские музыкальные сюжеты с их высокой чувственностью и энергетикой. Это близко группе, выделяющейся энергетикой не инструментов, но исполнителей. Свой жанр они определяют как "new emoting music", новая эмоциональная музыка.

Пятилетнее существование группы в целом отражает типичный путь провинциальных исполнителей, тянущихся вверх. Сначала шумно прокатились-прозвучали в регионе, выработали стиль, обкатали имя, добились признания. Пора бросать камни в Москве, чтобы круги пошире пошли. На определенном этапе Екатеринбург покидали все ныне известные, из него вышедшие. "К сожалению, шоу-бизнес в провинции сам по себе, без столицы, не существует, - рассуждает Юрий Шутов. - Неправильно, но так устроено в нашей стране. На родине нас любят и знают, но дальше банкетов дело не идет. "Подсалатный вариант" - часть профессии музыканта. Это нормально: мы развлекаем, делаем настроение. Но хочется делать его на большей площади для большего количества людей". Дальше (или параллельно) - заграница. Балалайку мир воспринимает как непременный атрибут русского, и она может оказаться более востребована в чужих краях.

Этим летом Шутов отправляется в крестовый поход. Девиз прост: хорошо делать то, что не делает никто. С ним да еще с балалайкой можно завоевать мир.

Екатеринбург