ШАЛЬные акционеры

13 мая 2002, 00:00
  Урал

В Оренбургской области развернулась борьба за всемирно известный брэнд. Два крупнейших акционера ОАО "Ореншаль", производителя знаменитых пуховых платков, борются за контроль над предприятием.

Все началось с того, что инвестиционная компания " Мелон", владеющая 11% акций "Ореншали", решила увеличить свою долю и за год собрала почти 40-процентный пакет. В ответ руководство фабрики организовало скупку акций у работников за счет средств предприятия. Акции номиналом 1 рубль выкупались по 100 - 150 рублей и перепродавались топ-менеджерам по 10 рублей. "Мелон" в свою очередь созвал внеочередное собрание акционеров и попытался сместить руководство. Попытка не удалась. Генеральный директор ИК "Мелон" Владимир Суханов, по его словам, с удивлением узнал, что в сентябре 2001 года якобы проведенное собрание акционеров приняло решение о дополнительной эмиссии. По ее итогам пакет "Мелона" снова снизился до 11%. Как сообщила Лидия Калинина , бывший генеральный директор ОАО "Ореншаль", собрание акционеров действительно прошло, уставный капитал путем дополнительной эмиссии увеличен с 43 до 103 тыс. рублей, акции распределялись по закрытой подписке. По ее мнению, все в рамках закона.

Сегодня предприятие в глубоком кризисе. За 2001 год кредиторская задолженность превысила 4 млн рублей при прибыли не более 1,5 млн рублей. Менеджмент фабрики уверяет, что причина кризиса в снижении спроса на пуховые платки. Между тем, по мнению руководителя московской фирмы ООО "Народные промыслы" Дмитрия Степанова, сотрудничавшего с фабрикой, дело скорее в чрезмерной осторожности экс-главы "Ореншали": "Калинина рассматривала производство как семейный бизнес, отсюда и небольшой уставный капитал, и отсутствие инвестиций и кредитов. Следствие - невозможность диверсифицировать производство и устаревшее оборудование. При этом огромные производственные площади создают немалые издержки, они и съедают значительную часть прибыли". Косвенно подтверждает "семейную" версию кризиса передача поста гендиректора фабрики от матери к сыну: по решению совета директоров ОАО "Ореншаль" на эту должность избран Владимир Калинин .

Эксперты считают, что борьба сегодня идет не столько за предприятие, сколько за брэнд. Он оценивается в миллион долларов, в то время как сама фабрика тянет всего на 7 - 8 млн рублей. По последним данным, весь пакет дополнительной эмиссии ОАО "Ореншаль" продан нескольким структурам, предположительно аффилированным с инвестиционной компанией " Русь-Инвест".

Оренбург