Большая кухня

Артист Сергей Белов: жизнь - это стол, за которым сидят дети и женщины

Его знают в лицо. Для артистов сегодня это более редкое обстоятельство, чем для политиков. Женское население Свердловской области и порядочная часть мужского знает его в основном как человека в поварском колпаке (бандане, берете), ведущего телевизионную программу "Кухня", которая по рейтингам соперничает с новостными. Бизнесмены угадывают в нем джентльмена в бабочке, что вел банкет или вечеринку. Дети... Дети не узнают: разглядеть Бармалея в человеке в штатском действительно сложно. А еще Сергей Белов - создатель и режиссер собственного театра, актер и иногда режиссер Екатеринбургского театра юного зрителя, сотрудник Свердловской филармонии. Он также автор литературно-музыкальных композиций, исполняемых сольно (одна из последних программ называется "Как это делалось в Одессе") и в содружестве с другими, например оркестром народных инструментов. Сам "человек-оркестр" воспринимает свою многоликость легко и естественно.

- Сергей, ваше разнообразие - от избыточности или недостаточности: реализации, денег...

- От лени. С чего начал жизнь, на том и стою. Вот сравните. 60-е годы прошлого века: музыкальная школа, драмкружок, пою на концертах с гитарой и без, а также веду эти концерты. Первые годы нового века - то же самое: музыка, "драмкружок", пою с гитарой и без, веду концерты... Никакой моей заслуги в этом разнообразии нет. Данность: вот дерево зеленеет, река плещется. Они что, гордиться этим должны? Не хватать за хвост ускользающее, а спокойно брать и использовать то, что дано, - что может быть проще...

- Значит, все складывается само собой?

- Если идешь своей дорогой. Мне постоянно везло на хороших людей. И на не очень хороших: они тоже помогали и направляли. В обыкновенной средней школе маленького городка Кыштым меня приметил учитель музыки, композитор. Принес книгу по гигиене голоса, научил чувствовать голос, направлять его. За все детство в театре был два раза, но после армии поступил в театральное училище - тоже хорошие люди присоветовали. Педагог замечательный попался. До сих пор, когда в тупик зайдешь, его слова внутри словно красным табло высвечиваются. Говорил так: "Режиссеры будут всякие. В основном дураки. Нужно овладеть профессией". Я овладел. Еще девочки многое решают в жизни мальчиков. В драмкружок идут девочки - а мальчики за ними. Жена была влюблена в ТЮЗ - и я распределился. Потом был период, когда кризис среднего возраста совпал с кризисом перестройки. Ролей не давали - зато какой стимул дали, вот спасибо! Огромный репертуар выступлений на разную публику тогда накопился. Сам взялся за постановки. Сделал с Николаем Колядой спектакль "Безнадега", один из первых подобных в стране. Как выругался - легче стало. Потом композитор Клара Кацман вытащила меня на сцену... Все само собой - движением звезд и людей.

В разных проявлениях Сергея Белова нет ничего экстремального, однако почти все они по-своему "небезопасны". Вот он ставит в ТЮЗе детский спектакль "Царь Горох, или Яблочный переполох". Вроде безобидно: фольклор, шутки-прибаутки, народные герои и народные костюмы. Но чревато нарочитой лубочностью, псевдонародностью. Много его программ адресовано подросткам, "группе риска" в театре: каково читать им стихи Бродского, например? Берется за произведения Чехова, что само по себе всегда рискованно: именно с постановки по его рассказам начинался авторский театр Белова "ДА", уже отмеченный наградами на двух российских фестивалях театров малой антрепризы. А шоуменство - просто действие на грани фола: от смешного до пошлого один шаг. Белову удается точное прохождение по лезвию бритвы без шатаний и даже раскинутых для поддержания рук: какое-то природное внутреннее равновесие. И чутье - куда направить следующий шаг.

- Сергей, когда появилась ваша программа "Кухня", она была не первой среди подобных и не последней, то есть изначально обречена на конкуренцию. Чем берете публику?

- Ничего особенно придумывать не пришлось. Делаю то же, чем занимаюсь всю жизнь, - общаюсь с людьми. Мне советовали: нужно больше элементов шоу, ввести в действие девочек в коротких юбках... Я стою на своей манере - свободного, непритязательного разговора с гостем и со зрителем. Я с экрана общаюсь с каждой женщиной лично, поэтому допустить в "Кухню" постороннюю - все равно что любовницу в дом привести. Когда привычным для среднего горожанина станет ужин в кафе, буду работать в формате МТV. Сейчас у нас другой менталитет: поесть от души и поговорить по душам. Кухня нам не только для еды нужна, но для общения.

Поесть я, конечно, тоже люблю. Чувство голода - счастливое состояние, оно хорошо стимулирует и удовлетворение дает, потом, когда наешься. Кстати, именно оно вывело меня на профессиональную работу конферансье. Режиссером стал тоже от нужды, потому что ничего не играл. Я очень благодарен чувству голода.

- Я знаю, что к проведению банкетов, презентаций вы готовитесь заранее, знакомитесь с коллективом или человеком, пишете сценарий. Но импровизация остается главным для шоумена. Случалось ли вам попадать в тупиковые ситуации?

- Помню вечеринку в неожиданном для меня соотношении: 40 человек и четыре бутылки вина. Спиртное как самоцель меня не интересует, но оно бесспорно помогает шоумену. Я обычно объясняю людям: веселить вас не буду, веселитесь сами, я лишь помогу, нажму на нужные кнопки. Вино этот процесс облегчает. А тут пришлось выкручиваться самому. Другая ситуация: юбилей предприятия, присутствует 50 человек, среди них ни одной женщины. Попробуй расшевелить полсотни мужиков, когда им даже взгляд скосить не на кого...

По сути работа конферансье мало отличается от деятельности телеведущего или артиста на сцене. Вечеринка сродни телепередаче, а та - спектаклю. Задача одна: людей раскрыть, освободить. Сначала важно почувствовать атмосферу, попасть в тон. А потом уже подчинить зал, аудиторию себе. Это великая магия - владение залом. Представьте: по мановению руки все поворачивают голову в указанную сторону. Обалденное чувство. Как у фюрера, наверное. Но лучше так, как у меня... Когда контакт установлен, начинаешь проявлять режиссерские, актерские, вокальные данные, но постепенно. Вообще все делать нужно спокойно: так лучше слышно. Верно сказано: шумит не то, что растет, а то, что громоздится. От того, что гремишь кастрюлями, суп вкуснее не получится. А все ведь - одна большая кухня.

- Во главе которой - стол? В спектакле театра "ДА" "Бал вампиров" по рассказам Аркадия Аверченко действие у вас сконцентрировано вокруг стола и на столе.

- Да, образ стола многого стоит. Вся жизнь за столом проходит: кухонным, письменным, рабочим. Свадьбы, юбилеи, поминки... Стол - это мое поле битвы, как сказал поэт Левитанский, это и смертный одр. Стол объединяет - и разъединяет. Жизнь - это стол, за которым сидят дети и женщины.

- А что делают мужчины? Отвечу сама. Конечно, они ведущие на этой кухне жизни. Например, ведущие телепрограммы, или ведущие концертов и банкетов, или ведущие артисты, или просто ведущие. Хорошо-то как...

Екатеринбург