Кому некабельность

Уральские связисты создают первую межрегиональную корпорацию, которая станет пробным шаром в приватизации исконно государственной монополии

На базе пермского ОАО "Уралсвязьинформ" (УСИ) создается корпорация, куда войдут региональные операторы связи Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областей, а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Логика масштабной структурной перестройки такова: крупный игрок на рынке связи, созданный путем объединения региональных операторов, будет стоить значительно дороже, чем простая совокупность тех же, но разрозненных компаний.

Дело государственной важности

У государства есть два пути развития отрасли связи. Одно - считать связь делом государственным со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде госрегулирования тарифов и бюджетного финансирования. Пример: Германия, где тарифная политика " Дойчетелекома", с одной стороны, регулируется государством, с другой - национальный оператор имеет возможность брать у государства льготные кредиты на длительные сроки. Другой путь - отпустить связистов в свободное плавание, избавившись от государственной доли в уставных капиталах компаний.

До конца 90-х годов в России явно наблюдалась тенденция государственного протекционизма в отношении операторов связи. С началом нового тысячелетия вектор поменялся на 180 градусов: тенденция к разгосударствлению отрасли очевидна. Руководители "Связьинвеста" не раз публично заявляли, что после объединения региональных операторов в семь крупных компаний государство готово расстаться со своими контрольными пакетами в базовых компаниях. Кроме того, сам " Связьинвест" стоит на очереди в федеральной программе по приватизации на 2002 год.

Тенденция к разгосударствлению отрасли подтверждается и практикой министерства по антимонопольной политике. Так, после почти двухмесячных консультаций разрешение от МАПа на объединение уральских операторов на базе "Уралсвязьинформа" было получено. Но при этом его обставили рядом ограничений, которые направлены на развитие альтернативных операторов.

С макроэкономической точки зрения, создание конкуренции в отрасли, долго считавшейся монопольной сферой государственных интересов, должно способствовать развитию отрасли и экономики в целом. Известно, что уровень развития систем связи - важнейший фактор привлечения инвестиций в регионы. Но и здесь есть свои минусы. Любому частному предприятию вряд ли будет интересно заниматься по определению убыточной сельской связью, предоставлять социальные льготы населению, обслуживать силовые ведомства. Сегодня такие операторы связи, как "Уралсвязьинформ", эти функции выполняют. По словам заместителя генерального директора ОАО "Уралсвязьинформ" по стратегическому планированию Андрея Белобокова , доходы от развития сотовой связи позволяют УСИ финансировать сельскую связь, дотировать все еще убыточную городскую телефонную связь.

Решать социальные задачи, выполнять государственные функции "Уралсвязьинформу" отчасти помогает монопольное положение, которое он занимает на рынке телефонной и сотовой связи Пермской области. Хотя руководство УСИ категорически не признает предприятие монополистом. По словам генерального директора УСИ Владимира Рыбакина , "Уралсвязьинформу" принадлежит всего восемь лицензий на услуги связи и телекоммуникации из двухсот, выданных в Пермской области. В то же время реально на пермском рынке работают чуть более десятка альтернативных операторов, и их доля в совокупном объеме услуг связи ничтожна. Ситуацию несколько изменит недавно пришедшая в Пермскую область сотовая сеть МТС, кроме того, на рынке скоро появится еще один весомый игрок - компания " Уральский GSM". Таким образом, сотовая связь в Перми будет демонополизирована в кратчайшие сроки. Тем не менее социальные функции никто, кроме УСИ, выполнять не станет.

Братство семи

Суть реструктуризации отрасли состоит в создании под эгидой "Связьинвеста" семи крупных межрегиональных компаний. В Уральском регионе под именем "Уралсвязьинформа" объединяются операторы телефонной связи " Уралтелеком" (Свердловская область), "Связьинформ" и " Электросвязь" (Челябинская и Курганская области соответственно), а также " Тюменьтелеком", " Хантымансийскокртелеком" и " Ямалэлектросвязь".

Одна из главных стратегических целей объединения - снижение себестоимости услуг связи. Сейчас проводная телефонная связь в России предоставляется по ценам значительно ниже себестоимости. Очевидно, что сделать услугу прибыльной можно двумя путями: повышением тарифов и снижением себестоимости. Объединение семи региональных компаний существенно сократит затраты в расчете на одного абонента. По подсчетам специалистов, прибыль только от синергетического эффекта (чистой экономии от консолидации) составит порядка 1 млрд рублей в год.

Объединение позволит связистам увереннее выступать и на рынке ценных бумаг. УСИ уже имеет опыт работы с ценными бумагами (ежегодно компания размещает облигации с ежеквартальным погашением процентов, в 2001 году эмиссия составила 50 млн рублей). Кроме того, необходимо учитывать огромный эффект от капитализации. Только по ОАО "Уралсвязьинформ" с декабря прошлого года капитализация выросла в 2,5 раза. По прогнозам аналитиков УСИ, в ближайшей перспективе капитализация вырастет еще как минимум в 7,5 раз.

По словам Андрея Белобокова, поодиночке любой из семи уральских операторов может привлечь кредиты в лучшем случае под 20% годовых, тогда как один крупный оператор сможет привлечь кредитов на большую сумму и за меньший процент. По расчетам, объединенная уральская компания будет обслуживать более 2,5 млн номеров и приносить доход около 12 млрд рублей в год.

Для потребителей услуг связи эффект от объединения может быть двояким. С одной стороны, ожидается, что тарифная сетка во всех территориях, кроме Севера, будет выравниваться, что обернется некоторым ростом тарифов на услуги городской связи. А вот тарифы на междугородные разговоры должны снизиться, поскольку эта услуга будет предоставляться в рамках одной компании, что должно снизить ее себестоимость.

Спор о голове

Самым спорным моментом объединительного процесса стал выбор места прописки новой структуры. Волевым решением "Связьинвеста" центром уральской мегакомпании стала Пермь, а руководить объединительным процессом было поручено генеральному директору "Уралсвязьинформа" Владимиру Рыбакину.

Вообще, как заметил гендиректор УСИ, центр подобной компании может находиться в любой точке земного шара, так что вопрос о месторасположении штаб-квартиры уральской компании не принципиален. И не исключено, что на первом собрании акционеров объединенной компании будет поставлен вопрос о переезде штаб-квартиры, например, в Екатеринбург. Тем не менее то, что объединять уральские компании поручено именно пермякам, отнюдь не случайность. По техническому оснащению и уровню капитализации УСИ занимает лидирующее положение на Урале.

Главные оппоненты предложенной схемы объединения считают, что присоединять региональных операторов нужно не к пермскому "Уралсвязьинформу", а к екатеринбургскому "Уралтелекому", поскольку свердловский оператор фактически самый крупный на Урале. Однако эта аргументация носит более политический, нежели экономический характер. Косвенно об этом свидетельствует и то, что свердловский губернатор Эдуард Россель занял позицию откровенного неприятия схемы объединения и до сих пор не пожелал встретиться с руководством УСИ.

Росселя волнует и вопрос налоговых выплат со стороны объединенной компании с центром не в столице Урала, а в "приволжской" Перми. Хотя, по словам Андрея Белобокова, все страхи губернаторов по поводу налогообложения объединенных операторов необоснованны: "Налог на прибыль будет начисляться в местные бюджеты, налог на имущество - также в местные бюджеты. Принятие второй части Налогового кодекса решило все спорные моменты".

Еще один аргумент противников объединения - опасения, что "Уралсвязьинформ" будет забирать инвестиционные ресурсы в пользу Перми. Однако, как утверждает заместитель гендиректора УСИ по экономике и финансам Сергей Кузяев, согласно проекту капитальных вложений (он, правда, еще не утвержден), объем инвестиций в развитие связи в каждом из уральских регионов по сравнению с сегодняшними показателями будет увеличен в несколько раз, и это произойдет уже в течение ближайшего года. Максимальный объем инвестиций придется на северные территории - Тюменскую область и автономные округа. На втором месте идут Екатеринбург и Курган. Пермь с Челябинском замыкают очередь на инвестиции.

На развитие связи только в Свердловской области планируется выделить почти 200 млн долларов. Дело в том, что "Уралсвязьинформ" и "Связьинформ" модернизацию своих сетей уже в основном завершили. А вот в Екатеринбурге и Кургане, как отмечают специалисты УСИ, ситуация сильно запущена. Однако, если технологическое отставание Кургана легко объясняется дотационностью региона, то слабое положение Екатеринбурга выглядит нелогичным. Причина в том, что "Уралтелеком" за несколько последних лет по сути превратился в крупнейшего оптовика. Вместо того чтобы обновлять устаревшее оборудование, местный оператор предоставляет свою сеть общего пользования альтернативным связистам. Естественно, последние вкладывать деньги в развитие сетей "Уралтелекома" и не собирались.

С Екатеринбургом связана еще одна проблема. "Уралтелеком" в свое время не смог выйти на рынок сотовой связи в Свердловской области. Теперь объединенному "Уралсвязьинформу" предстоит наверстывать упущенное. Однако в условиях обострившейся конкуренции, когда сливки уже сняты местными и федеральными операторами, отвоевать свою часть рынка будет непросто.

Откуда деньги?

В течение следующих пяти лет объединенный "Уралсвязьинформ" намерен освоить 1 млрд долларов инвестиций. Как утверждает Сергей Кузяев, половина этой суммы будет обеспечена за счет собственных ресурсов компании.

Второй источник - внешний инвестор, ради которого, собственно, и проводится реструктуризация. Уже в следующем году предполагается выпустить АДР третьего уровня, не исключен и выпуск евробондов. По мнению руководителей УСИ, на западном рынке есть спрос на такие бумаги.

Кроме того, приток инвестиций могут обеспечить кредиты поставщиков оборудования. Сегодня имя "Уралсвязьинформа" позволяет закупать новое оборудование в рассрочку. В результате товарные кредиты обходятся примерно в 2 - 3 раза дешевле, чем банковские. Наконец, не исключается и возможность привлечения прямых рублевых и валютных кредитов.

С 2006 года УСИ, однако, планирует вообще не привлекать внешние инвестиции. Предполагается, что к этому сроку для развития компании будет достаточно собственных средств.

Пионер - всем связистам пример

Собрания акционеров присоединяемых компаний прошли достаточно единодушно: фактическое согласие на объединение высказали 97% собственников. Шум подняли акционеры в Екатеринбурге. Они даже выставили свои пакеты на продажу, но в конце концов изменили первоначальное решение. Информация о возврате акций сейчас еще только собирается, но уже сегодня можно сказать, что процент возврата будет меньше единицы. Реакция фондового рынка свидетельствует о том, что и внешний и внутренний инвестор позитивно воспринял идею реструктуризации: цена акций "Уралсвязьинформа" многократно возросла.

Проспект эмиссии объединенной компании связи "Уралсвязьинформ" должен быть утвержден федеральной комиссией по ценным бумагам уже в мае. Осенью текущего года планируется ликвидировать в регионах Урала самостоятельные АО и создать на их базе филиалы "Уралсвязьинформа". На ноябрь 2002-го запланировано проведение первого собрания акционеров объединенной компании, на котором будет назначен генеральный директор и избран совет директоров.

Таким образом, создание первого в стране межрегионального оператора связи произойдет уже к концу этого года. Вероятно, тогда и будет принято окончательное решение, когда и как проводить приватизацию обновленной отрасли. Впрочем, государство легко может передумать. Вдруг в процессе реформы оно решит, что "такая корова нужна самому"?