Бизнес и культура взаимосвязаны. Разхожее мнение: культуре требуется помощь бизнеса в виде финансовой поддержки. Между тем деловые люди не меньше нуждаются в инвестициях культуры в свою деятельность. Именно расчет на эту прочную связку лежит в основе существования екатеринбургского Дома актера.
Особняк
Этот красивый особняк на углу центральной площади Екатеринбурга по соседству с органами власти привлекал к себе внимание всегда. Построил его в конце XIX века, выкупив привилегированное место у городского головы, авторитетный предприниматель Степан Тупиков. Спроектировал дом главный архитектор Екатеринбурга Юлий Дютель. В начале века ХХ здесь останавливался Александр Колчак. Долгое время дом был местом жительства различных контор, организаций, редакций газет и журналов, но потом редакции и Свердловский союз журналистов радостно покинули старое здание, перебравшись в современный Дом печати. В 1981 году решениями облисполкома и секретариата обкома КПСС под руководством Бориса Ельцина здание было передано Свердловскому областному отделению Всероссийского театрального общества. Так дом стал Домом актера.
Здание было настолько ветхим, что первоначально хотели оставить лишь коробку. Однако "сумасшедшие театральные деятели" настояли на пересмотре проекта и сохранили уникальную лепнину на потолках, старинный паркет, обнаружившийся под досками более позднего пола, добились испытания перегородок, подтвердившего их прочность.
В годы новейшей истории бизнесмены неоднократно предлагали перекупить дом. А не так давно на него нашлись властные претенденты: велся поиск достойного места обитания для полномочного представителя президента РФ. Тогда две общественные силы продемонстрировали свою силу: дети, отстоявшие Дворец пионеров, и интеллигенция, вставшая на защиту Дома актера.
Хозяевам дома почивать на лаврах некогда. Содержание памятника истории и культуры обходится в более чем 70% его бюджета, и с ростом коммунальных платежей затраты увеличиваются. Однако, каким бы дорогостоящим удовольствием ни являлось владение прекрасным зданием, оно того стоит. Поскольку дает возможности, которых напрочь лишены многие организации. И уже от хозяев зависит, как этими возможностями воспользоваться.
Хозяин
Единственный хозяин-учредитель Дома актера - екатеринбургское отделение Союза театральных деятелей. СТД - одна из самых "взрослых" общественных организаций страны, под разными названиями существует уже 125 лет. Сегодняшнему размаху может позавидовать любая партийная структура: активно действующие отделения имеются в 74 регионах России (екатеринбургское, как это часто бывает, третье по количественному составу после двух столиц). Свой Дом актера имеет половина из них, а подобную роскошь - единицы.
Вообще Союз театральных деятелей почти всегда пользовался покровительством власти. Например, в советское время СТД имел самые лучшие закрытые пансионаты: партийные функционеры любили загорать на пляже рядом с Лановым и Дорониной. Потом власти его как бы перестали замечать. Сейчас союз возвращает себе высшее покровительство: его председатель Александр Калягин был принят президентом страны перед последним всероссийским театральным съездом, и в этом видят знак уважительного отношения. Однако в целом авторитет организации у чиновников сильно упал, что отразилось на финансовой поддержке. Прежде бюджет екатеринбургского отделения СТД РФ строился так: 90% - финансирование "из центра", 10% - членские взносы. Теперь: 10% - финансирование из Москвы, 10% - членские взносы. Остальные 80% так или иначе связаны с деятельностью Дома актера.
Работник
Немалый штат Дома актера возглавляет Владимир Мишарин. Первое образование - педагогическое, второе - театроведческое в сфере менеджмента; стажировка в США, диплом менеджера сценических искусств высшей квалификации, премия Союза театральных деятелей России имени Александры Яблочкиной, впервые врученная не актеру или режиссеру, а театральному организатору. В Екатеринбурге его называют одним из самых передовых менеджеров в области культуры, и успех Дома актера напрямую связывают с ним.
Придя сюда восемь лет назад, Мишарин столкнулся с противоречием. С одной стороны, он понимал, что прекрасное здание не может быть достоянием лишь шестисот членов профессионального союза, с другой - хотелось соблюсти приверженность исконному назначению: что? дом; дом кого? актеров. Был период, когда Дом работал как элитарный закрытый профессиональный клуб, и никто, кроме артистов, о нем не знал. Были и времена, когда артистам казалось, что их забыли и Дом превращается в большую приемную для бизнесменов и чиновников. Тогда кто-то обиженно советовал сменить вывеску...
Сегодня принцип деятельности ДА - равновесие между двумя назначениями Дома: профессиональным клубом и общегородским достоянием культуры.
Первым делом Мишарин совместно с художественным руководителем Дома актера Сергеем Гамовым создали легенду. Вензель бывшего хозяина дома, запечатленный на кованом козырьке, - СТ (Степан Тупиков). "Инициалы" хозяев нынешних - СТД (Союз театральных деятелей). Это совпадение сделано знаковым и раскручено на полную катушку: "Если бы его не было, его следовало бы выдумать". Сегодня приглашают не в Дом актера, а в дом госпожи Тупиковой, и на детские мероприятия она встречает гостей собственной персоной. Историческое прошлое и звание особняка активно обыгрывается. В Доме стены помогают.
Гость
Сразу потребовалось определиться с приоритетами. Мишарин считает это одним из главных условий успеха в ситуации проблемного бюджета: от чего-то временно приходится отказываться.
- Возможно, многие сложности современной культурой еще не преодолены именно из-за страха отказаться от чего-то. Чиновники боятся ответственности: как выбрать приоритетное направление или учреждение и помогать ему в ущерб другим? В области есть театры, славные прошлым, но в настоящее время переживающие сложные времена. И ни у кого не поднимается рука их закрыть. А ведь мировая логика подсказывает: театры небольших городков могут существовать в виде театра-площадки, а не театра с собственной труппой нищих артистов. Среди лидеров некоммерческого менеджмента в Екатеринбурге - областная филармония. Эффект достигнут во многом благодаря тому, что в свое время количество видов деятельности было сокращено, и усилия сконцентрированы вокруг главного - оркестра. И он вытянул за собой остальное.
Дом актера сделал упор на развитие собственной предпринимательской деятельности. Что он может продать? Товар один, но в богатом ассортименте - клубные формы работы: деловые приемы, частные проекты, презентации, публичные представительские мероприятия, пресс-конференции. Все это в антураже старинного особняка и с использованием творческих сил работников культуры. Сегодня в стенах Дома актера проводится до пяти мероприятий ежедневно, часто параллельно.
- Бизнес и культура взаимосвязаны однозначно, это объективное утверждение. На определенном этапе ему требуется помощь профессионалов из сферы культуры: при разработке логотипов, проведении рекламной кампании, для отдыха, наконец, качество которого тоже играет на имидж. О политике и говорить не приходится. Когда-то среди нас был распространен анекдот. Приглашают актера в Голливуд, а он: "Что вы, у меня елки!". Сегодня артисты говорят: "Что вы, у меня выборы!". Культура изначально достаточно благополучна с точки зрения источников существования. Я не понимаю тех, кто жалуется на невозможность заработать. Другое дело, что конкуренция внутри этого рынка высока. Когда мы начинали свою предпринимательскую деятельность, были едва ли не пионерами. С открытием Международного делового центра Атриум Палас-отеля немалая часть бизнеса перетекла туда. Но те, кто "выбирает искусство", остались.
Продажа клубных форм работы и деятельность актерского кафе "Дебют" дают 50% наполнения бюджета местного отделения СТД (деятельность ДА носит некоммерческий характер, поскольку прибыль идет лишь на уставные цели). Еще 30% - спонсорская поддержка. Не путать с благотворительностью. Это всевозможные целевые взносы юридических и физических лиц, которые требуют отработки услугами.
Благодетель
- Мировая практика выделяет три модели финансирования культуры: германскую, романскую и американскую. Мы уверенно движемся к американской: госфинансирование по минимуму, упор на собственные усилия и фандрайзинг, - рассказывает Мишарин. - Смысл фандрайзинга по-русски и по-американски примерно в одном - профессиональное попрошайничество. Разница в том, что в Америке в этом не видят ничего зазорного, и главный менеджер столичного симфонического оркестра с достоинством представляется: "Я занимаюсь профессиональной попрошайнической деятельностью". Но пока это направление у нас в резерве, уж очень мы камерная организация. А задачи Союз театральных деятелей ставит перед собой глобальные, и возможные благотворители нас не всегда понимают.
Пожалуй, единственная классически проведенная фандрайзинговая акция - новогодний проект "Святки в доме Тупиковой". Проект постоянный, проводится восьмой год, ориентир на частных вкладчиков. Используется хороший повод, в организации применяются новые привлекательные формы. Пригодился мой педагогический опыт. Что нужно ребенку на празднике? Прежде всего чувство комфорта. До определенного возраста единственное его условие - мама рядом, и мама довольна. Святки ДА проводит по типу семейного праздника. Заранее рассылаем именные приглашения, каждый ребенок лично общается с Дедом Морозом. Билетов как таковых нет - есть приглашения для тех, кто сделал благотворительный взнос, минимум которого мы определяем. Но иногда дают и больше определенного нами минимума.
- Ничего себе "минимальный" - тысяча рублей...
- Еще раз говорю: это не стоимость билета, а благотворительный взнос. В организации новогодних "домашних" праздников у нас сейчас не меньше десятка конкурентов, однако наша планка, в том числе и денежная, намеренно высоко поднята: поддерживается престиж мероприятия. Талант менеджера - установить ту границу стоимости, которая не сократит спрос. Мы, однако, не самые дорогие, есть государственные структуры, которые впереди нас. Для нас же две тысячи (примерно) постоянных посетителей святок - потенциальные благодетели, к которым в случае нужды сможем обратиться за помощью. Нынешней весной опробовали новый подобный проект - пасхальный.
- Владимир, а что за идея с "продажей" фасада?
- Это тоже классическая фандрайзинговая акция, не нами придуманная. Внешний вид особняка помог привести в порядок Уралтрансбанк, это теперь отражено в памятной доске на фасаде. Содержание особняка требует немалых средств, которых у нас просто нет. В свое время рассчитывали, что хотя бы реставрационные работы в памятнике истории и культуры будут дотироваться собственником - государством, но нет, в последние годы получаем отказ: Дом актера преуспевает, справится сам.
- Разве это не так?
- Да, мы создаем имидж преуспевающего, благополучного дома, это опять же одно из условий успешной фандрайзинговой деятельности. Копейки, конечно, не собираем (это бессмысленно), стараемся проводить крупные акции.
Артист
Было время, когда Дом актера упрекали: только для богатых. Ситуация изменилась.
Сегодня Дом актера - прежде всего для интеллигенции, по российской традиции не слишком обеспеченной. Сегодня сюда обращаются с собственными проектами, проходят конкурс и наиболее интересные входят в план мероприятий ДА. Дом актера помогает удовлетворять творческие амбиции творческих людей. Вот только беглый перечень постоянно действующих проектов. Клуб "Школа молодого критика" Ларисы Немченко (еженедельно); "Школа изящных искусств" - проект Олега Петрова (два раза в неделю); клуб ретро-музыки "Старый граммофон", в котором свою страсть к старым пластинкам реализует Альберт Балаховский. Проект Татьяны и Леонида Орлова "Галерея "ДА" действует уже пять лет, как и инициатива актера и режиссера Сергея Белова, создавшего театр-антрепризу "ДА", где сценой и партером являются гостиные особняка. Есть еще "Клуб любителей оперы" Марины Борисовой и Михаила Мугинштейна, "Голоса екатеринбургской оперы" Ларисы Барыкиной и другие...
Наладив деятельность по привлечению средств, Дом актера выстраивает и систему их "траты". Владимир Мишарин, который является также заместителем председателя екатеринбургского отделения СТД, считает, что общественная организация, основанная на членстве, прежде всего обязана работать на своих членов, лоббировать интересы своей корпорации.
Екатеринбург