Переоценка ценностей

Два пути развития инвестиционных компаний в новых условиях

С 1 июля вступило в силу постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) "О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг". Оно существенно ужесточает требования к уровню собственного капитала профессиональных участников фондового рынка - брокерских и дилерских компаний, регистраторов, фондовых бирж и т.д. ФКЦБ намерена поднять капитализацию компаний, оказывающих те или иные услуги населению и предприятиям, и повысить таким образом их надежность. В результате на Урале количество компаний, и без того редеющее с каждым годом, сократится как минимум на треть. Однако сами профучастники трагедии в этом не видят. По их мнению, ФКЦБ лишь подталкивает естественные процессы, идущие в этом секторе.

Перегруппировка рынка по-уральски

Два года назад на территории Урала было зарегистрировано 130 компаний. Сегодня их около 80, при этом реально на розничном рынке организованной биржевой торговли работают не больше половины. В Свердловской области их три-четыре. Необходимость в большом количестве посредников отпала. С одной стороны, в связи с бурным развитием интернет-трейдинга, когда клиенты получают возможность напрямую выходить на торговые площадки. С другой - падает доходность от операций купли-продажи. Передел рынка в промышленном секторе практически завершен, и заказов на скупку акций крайне мало. А услуги частным лицам на рынке организованной торговли высоких прибылей не приносят: в регионе немногие предпочитают банковским вкладам и долларам активные операции с ценными бумагами, что и составляют суть брокерского дела. Поэтому те компании, которые выжили и работают с "физиками" до сих пор, даже рады новым требованиям ФКЦБ.

- Когда ФКЦБ приняла постановление, первая реакция была, конечно, отрицательная, - говорит Игорь Артемьев, генеральный директор инвестиционной компании "Уником Партнер" (Екатеринбург). - Но времени на приведение в норму показателя достаточности капитала было много (решение ФКЦБ приняла год назад), и, проанализировав ситуацию, мы поняли, что ничего страшного нет. Да, число компаний сократится, но сильные станут еще сильнее и смогут конкурировать с московскими. Я думаю, у большинства екатеринбургских фирм хватит сил максимум для того, чтобы удержать брокерскую лицензию. И это нормально. Сегодня столько компаний не нужно, на них просто нет клиентов.

Между тем только оказание розничных услуг купли-продажи ценных бумаг - бизнес достаточно рискованный, во многом зависящий от ситуации на фондовом рынке. И если не иметь других источников дохода, на падающем рынке можно многое потерять. Выход, по мнению экспертов, в создании универсальных компаний. Надо искать новое приложение сил, заниматься управлением активами предприятий, консультированием эмитентов и так далее. Осилить корпоративное финансирование и консалтинг удалось немногим региональным инвестиционным фирмам. И это - одна их главных причин малой популярности брокерского бизнеса в регионах.

Лет пять назад, когда завершилась эпоха "пылесосов" (региональные брокеры скупали акции предприятий у населения под заказ московских или самих эмитентов) и встал вопрос о дальнейшей специализации, было два варианта развития событий. Либо компания ищет крупного стороннего инвестора и входит в состав какой-либо промышленной группы как инвестиционный консультант, либо она остается независимой. В последнем случае условие одно: ей удается выгодно продавать на рынке комплексные услуги, в первую очередь консалтинговые. По сути, она должна стать инвестиционным банком (к чему в итоге пришли московские брокеры). Региональным компаниям не удалось ни то, ни другое. Максимум, что взял промышленный бизнес с этого сектора, - кадры, которые ушли на заводы и в корпорации в качестве штатных консультантов. Безусловно, в этой ситуации сыграла роль и позиция менеджмента местных предприятий: до недавнего времени ему были абсолютно не интересы способы заимствований на рынке, раскрутка акций и другие аспекты публичной жизни, в которых нужна помощь специалиста. В итоге, поиграв немного на спекулятивных операциях купли-продажи акций и векселей, компании сменили профиль деятельности, оставив марку, название фирмы и лицензию... На всякий случай.

Примерно такая картина наблюдается на всех территориях Уральского региона. Пермские компании составляют исключение.

Перегруппировка рынка по-пермски

Фондовый рынок Прикамья по качественным характеристикам (совокупный капитал, совокупные обороты биржевой торговли, объем операций, наличие институтов коллективного инвестирования) во многом отличается от других территорий. По мнению генерального директора компании " Авиа-траст-инвест" (финансовая группа "ПМ-инвест") Олега Стародубцева, все дело в том, что в Пермской области весьма ярко выражена диверсификация промышленного бизнеса:

- Чем больше в регионе дифференциация секторов экономики и больше промышленных предприятий, тем больше точек взаимодействия могут найти промышленный и фондовый бизнес. Кроме того, у нас по-другому шли процессы передела собственности. В отличие, например, от Свердловской области, у фондовых компаний Перми никогда не было работы по участию в переделах. Мы зарабатывали на другом, поэтому, наверное, устояли.

Ирония судьбы в том, что фондовые компании Перми сами стали объектом передела. В результате его в регионе может появиться крупная компания, способная на равных конкурировать с московскими. О создании финансового холдинга " Инвестиционно-банковская группа "Парма"" (ИБГ) объявила Пермская финансово-производственная группа (ПФПГ). Помимо объединения собственных финансовых институтов, она нацелилась на активы пермских инвестиционных групп "Парма" и "Ермак".

Слухи о скупке акций группы компаний "Ермак" появились еще летом прошлого года. Некоторые аналитики поспешили выдвинуть предположение, что в атаку на "Ермак" пошел калийный король Прикамья Дмитрий Рыболовлев (фактический владелец ОАО "Уралкалий", банка " УралФД" и других компаний). Дело в том, что после собрания акционеров березниковских калийщиков юристы инвестиционного фонда "Детство-1", находящегося под управлением "Ермака", инициировали серию судебных разбирательств в отношении "Уралкалия", оспаривая решение о невыплате дивидендов по привилегированным акциям. Дело кончилось тем, что Высший арбитражный суд признал правоту за менеджментом "Уралкалия". Но и "Ермак" внакладе не остался. Воспользовавшись ситуацией, менеджмент управляющей компании продал свой пакет акций "Уралкалия" (менее 2%) основным собственникам березниковского калийного предприятия. На этом скандал, казалось бы, утих. Однако весной этого года на рынке снова заговорили о "Ермаке". На этот раз о том, что "Ермак" и еще одну инвестиционную компанию ("Парму") покупает ПФПГ. Пока стороны отказываются от комментариев, однако, судя по итогам прошедших собраний акционеров, слухи ходили не зря. Высший менеджмент ПФПГ - Андрей Агишев и Никита Белых - вошли в состав совета директоров как самой "Пармы", так и ряда предприятий, крупные пакеты акций которых принадлежат этой инвестиционной компании. На момент подготовки материала итоги выборов совета директоров "Ермака" не были известны, однако большинство участников рынка уверены, что в состав совета директоров компании от ПФПГ войдут все те же Белых и Агишев.

Инвестиционно-банковскую группу возглавит Андрей Агишев, первый вице-президент ПФПГ. Совокупные активы ИБГ превысят 50 млн долларов. Приоритетными направлениями развития организаторы считают создание мощного инвестиционного банка, а также крупного негосударственного пенсионного фонда. Симбиоз получается действительно красивый. ПФПГ - это прежде всего капитал плюс крупный промышленный холдинг, обладающий солидными политическими и административными ресурсами (ядро ПФПГ - " ЛУКойл-Пермь"). "Парма" и "Ермак" - это технологии, опыт инвестиционного управления.

Не исключено, что в рамках холдинга появятся новые крупные институты коллективного инвестирования. Уже объявлено о слиянии двух негосударственных пенсионных фондов - "Пармы" и "Строгановского". В преддверии пенсионной реформы доступ к длинным пенсионным деньгам окажется для холдинга как нельзя кстати. Кроме того, на стадии обсуждения - идея преобразования "Пармы" с ее семью десятками тысяч акционеров из инвестиционной компании в паевой фонд.

Реакция профессионального сообщества Перми на появление столь крупного игрока пока полна скепсиса. Коллеги обсуждают, какую стратегию выберет ИБГ - управление промышленными активами или роль портфельного инвестора. Понятно, что часть бизнеса "Пармы" - завод смазок и СОЖ - войдет в нефтеперерабатывающую цепочку "ЛУКойл-Пермь". А вот что новая команда будет делать с наследством в виде непрофильных АО "Морион", АО "Сорбент", АО "Кондитерская фабрика "Пермская"?

По мнению аналитиков, в зависимости от того, как холдинг будет позиционироваться на промышленных предприятиях, которые вошли в его структуру, и будет зависеть эффективность сделки. Если она будет их оценивать как портфельные инвестиции, то это укладывается в стратегию создания Инвестиционной банковской группы под эгидой ПФПГ. При таком подходе и необходимых действиях можно обеспечить рост стоимости этих активов. Если ПФПГ пойдет в область корпоративного управления предприятиями, то, по моему мнению, они просто погубят себя, поскольку таким диверсифицированным бизнесом нереально управлять. Иными словами, если ПФПГ будет добывать нефть, выпускать конфеты и охлаждающие жидкости, она выроет себе яму.

Олег Стародубцев более доброжелателен: "Здесь, наверное, можно говорить о монополизации рынка, но пока так вопрос не стоит. Наверное, есть смысл идти таким путем".

Итак, налицо укрупнение бизнеса инвестиционных компаний. Если сделка будет доведена до конца (даже процедурно провести такое объединение весьма непросто), Пермская область получит крупную инвестиционную группу, включающую все финансовые институты - банки, страховые компании, негосударственные, паевые инвестиционные фонды и так далее. Такая форма позволит в одном месте аккумулировать разные финансовые потоки и эффективно ими управлять. Не случайно по такому пути идут сегодня крупные московские финансовые холдинги.

Пока сложно сказать, "заразятся" ли этим другие территории. Хотя ФКЦБ своими действиями и подталкивает к этому участников, очевидно, что для многих время уже упущено. И наверстать его можно одним способом - заинтересовать средний бизнес, начинающий еще очень медленно и осторожно смотреть на фондовый рынок.

Екатеринбург - Пермь