Театр военных действий

22 июля 2002, 00:00
  Урал

Работа международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов "Russian Expo-Arms-2002" на полигоне под Нижним Тагилом завершена. По формальным признакам ее результаты заслуживают высшей оценки: она обогнала по основным показателям своих предшественниц. В выставке приняли участие около 200 предприятий из трех государств (для сравнения: на первой выставке в 1999 году участвовало 107 предприятий из 20 регионов России). "Russian ExpoArms-2002" посетила 51 иностранная делегация (в 1999-м - 36 делегаций). Технические и инженерные возможности - полигон для демонстрационной стрельбы на дальность до 50 километров, пробеговая трасса для гусеничной и колесной техники, построенный в этом году уникальный вододром для демонстрации преодоления бронетехникой больших водных преград - оставили позади всех мировых конкурентов, включая знаменитую выставку в Абу-Даби. Таким образом, демонстрация оборонного потенциала России в Нижнем Тагиле как самостоятельное мероприятие продолжает добиваться успехов.

Дополнительный вес событию придают визиты на выставку политических фигур федерального масштаба. В этом году на открытии "Russian ExpoArms-2002" присутствовали председатель Совета федерации РФ Сергей Миронов и вице-спикер Государственной думы РФ Владимир Жириновский, а закрывали ее, совместно с губернатором Эдуардом Росселем, президент торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков и заместитель председателя Совета министров обороны стран СНГ Владимир Яковлев.

Между тем реальное взаимодействие государства и военно-промышленного комплекса, которое должна символизировать выставка и без которого невозможно эффективное развитие обороноспособности страны, остается на крайне низком уровне. Государство по-прежнему держит оборонку "в черном теле", а продолжающиеся политические лоббистские интриги вокруг окончательного утверждения места проведения международной российской выставки сухопутного вооружения разрушающе действуют на имидж и будущее этого мероприятия.

Действующие лица

Выставка развивается, и это невозможно не заметить. Кроме перечисленных достижений можно констатировать: для большинства российских оборонных предприятий, производящих сухопутное вооружение, участие в ней - плановое и желанное событие. В последние недели июля организаторам пришлось отказать в участии не одному десятку производителей со всей России просто потому, что выставочных площадей не осталось.

Основная часть экспонатов оказалась уже знакома постоянным посетителям выставки. Это, как утверждают специалисты, нормально: военная техника, в отличие от автомобилей, не должна менять модельный ряд раз в два-три года. Впечатляющие новинки на выставке тоже были.

В первую очередь - модернизированный танк Т-72М1М, который по боевым и техническим характеристикам вплотную приблизился к Т-90С, но при этом ощутимо меньше стоит. Большой интерес публики и иностранных делегаций вызвала одна из последних разработок того же производителя - Уралвагонзавода (Нижний Тагил): боевая машина поддержки танков БМПТ, предназначенная для эффективной борьбы с гранатометчиками как главной угрозой танкистов. Машина должна обеспечить невыполнимую прежде задачу - сделать безопасным для танков ведение боевых действий в городах, где из любого подвала или окна может появиться пехотинец, оснащенный противотанковым вооружением. К слову, о человеческом факторе: на глазах у публики был испытан новейший бронежилет, разработанный ООО "Защита" (Нижний Тагил). Практически в упор, с расстояния 10 метров, в него выпустили несколько пуль из снайперской винтовки Драгунова. Результат: на защитной пластине бронежилета остались лишь неглубокие следы от выстрелов. Значит, солдат, экипированный таким жилетом, останется цел.

Наибольшее впечатление у гостей выставки оставила стрельба реактивной системы залпового огня "Смерч" (ГНПП "Сплав", Тула). Модернизированная система с увеличенной дальностью стрельбы получила способность теперь уничтожать строения, бронетехнику и личный состав на расстоянии до 90 км. Рев уносящихся в небо ракет и клубы дыма, поднятые их реактивными двигателями, заставили присутствующих пожалеть потенциального противника обладателя такой установки. Здесь весьма актуальными оказались слова Владимира Жириновского, сказанные на открытии выставки и адресованные иностранным делегациям: "Запасайтесь валидолом, когда будете смотреть на демонстрацию мощи русского оружия".

К сожалению, медицинская помощь во время стрельбы "Смерча" действительно понадобилась: случайно отрикошетившим от твердого грунта фрагментом контактной крышки ракеты серьезно ранен водитель автомашины Уралвагонзавода. Заинтересованные в ослаблении нижнетагильской выставки СМИ тут же разнесли весть о том, что на "Russian ExpoArms-2002" не соблюдается техника безопасности. Комиссия по расследованию причин несчастного случая, однако, уже установила, что зона безопасного удаления, обозначенная в правилах эксплуатации "Смерча", составляет всего лишь 150 метров, реально стрельба велась в 250-метровой зоне безопасности, а контактная крышка улетела на расстояние 323 метра. Вывод комиссии: ГНПП "Сплав" необходимо пересмотреть инструкцию по безопасности "Смерча". От плановых стрельб решено было не отказываться, и в день закрытия выставки система вновь продемонстрировала огневую мощь, правда, машину на этот раз поставили на удалении более 500 метров.

Исполнители

Выставка "Russian ExpoArms-2002" стала очередным поводом для разговоров о ситуации в военно-промышленном комплексе России. Как всегда на подобных мероприятиях, вслух чаще гордились: российский портфель экспортных оборонных заказов в этом году превысил 13 млрд долларов, а за реально отгруженную продукцию предприятия получат не менее 5 млрд долларов выручки. Это свидетельствует о высочайшей динамике роста экспорта российского вооружения и вплотную приближает сегодняшнюю ситуацию к лучшим показателям советских времен. Однако между собой директора военных предприятий говорили о том, что отечественная оборонка вновь играет роль рабочей лошадки, которая "все снесет". На наш вопрос директорам и специалистам оборонных предприятий, чем государство помогает сегодня оборонщикам, самый распространенный ответ был - "этой выставкой и больше ничем".

Из официальных лиц несколько слов о проблемах предприятий ВПК сказал лишь председатель российского оргкомитета "Russian ExpoArms-2002", генеральный директор Российского агентства по боеприпасам Зиновий Пак. Он назвал "архаичными" основные законы, касающиеся военно-промышленной отрасли: о государственном оборонном заказе, о военно-техническом сотрудничестве, о банкротстве - в части банкротства предприятий ВПК.

"В законе о гособоронзаказе производителя и заказывающее управление министерства обороны просто ставят перед фактом, что гособоронзаказ в принципе существует, - говорит генеральный директор ОАО "Вектор"Валерий Немтинов. - А в каких объемах он должен быть: 10 миллионов, 100 миллионов? Каким может быть минимум, не обозначено. Объемы заказа неизвестны до последнего момента, а значит, производственную деятельность даже на год вперед спланировать невозможно".

Кроме того, взаимоотношения предприятий ВПК с министерством обороны осложняются еще и существованием такого явления, как секвестр, когда за заказанную и выполненную продукцию деньги не платятся, поскольку эти расходы решено отменить. Законодательство дает право предприятию обратиться в этом случае в суд на своего единственного учредителя - государство, и этот суд будет выигран. Однако даже если долги по решению суда будут выплачены, министерство обороны сможет изыскать эти средства только из бюджета на следующий год, а значит, в следующем году предприятию не заплатят вновь.

Напрямую с вопросом невыплат связана и проблема мобилизационных мощностей: тех цехов и станков, которые необходимо содержать в рабочем состоянии на случай наступления военных действий, вне зависимости от того, задействованы они сейчас в производственном процессе или нет. На это государство не только не выделяет целевых средств, но и не обеспечивает минимальным объемом оборонного заказа. Больше того, сами государственные предприятия ежегодно обязаны выплачивать от 5 до 20% прибыли за пользование государственным же имуществом.

"Действия, которые совершает государство в отношении предприятий ВПК, зачастую не поддаются логике, - говорит исполнительный директор Союза предприятий оборонных отраслей Свердловской области Виктор Батуев. - Скажем, при банкротстве оборонных заводов получается так, что сам хозяин себя банкротит, потому что сам себе задерживает платежи. В результате приходят внешние управляющие - частные лица, не имеющие опыта работы на предприятиях отрасли. Мощности оказываются в чужих руках, контроль над заводом теряется".

По словам оборонщиков, сегодня им нужна помощь от государства всего лишь по трем пунктам: выполнение финансовых обязательств, помощь в поиске зарубежных партнеров. Во всех странах мира, цивилизованно занимающихся торговлей вооружением, это - государственная задача. У нас же Рособоронэкспорт занимается в основном правовым обеспечением продажи вооружения. И, наконец, формирование стабильного и своевременного гособоронзаказа, плюс авансирование работ, поскольку создание вооружения предусматривает очень длинную технологическую цепочку. "Ни в одном государстве научно-техническая деятельность на перспективу не является рентабельной и быстро окупаемой, - объясняет ситуацию начальник отдела ЦКБ "Трансмаш"Валерий Кукис. - Это длительный процесс: разработка, потом опытные образцы и лишь затем - готовые изделия. Экономическая отдача возможна только на последнем этапе, при серийном производстве, а тянуть весь этот груз в то время, когда предприятие загружено далеко не на 100%, невозможно".

Режиссеры

Сегодня российские оборонные предприятия все же начали дышать немного свободнее. По двум причинам. Во-первых, государство, и прежде всего Рособоронэкспорт, постепенно возвращает старые долги. Как сообщил в день открытия выставки генеральный директор ГК "Рособоронэкспорт" Андрей Бельянинов, задолженность компании предприятиям ВПК на сегодня погашена, а еще в 1998 году она составляла около 300 млн долларов. Во-вторых, за счет увеличения экспортных поставок, в чем существенную роль сыграла "Russian ExpoArms-2002". А вот гособоронзаказ за последние годы не вырос и стабильнее не стал.

Именно поэтому 116 представителей предприятий-участников и гостей выставки "Russian ExpoArms-2002" подписали обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой оставить за выставкой статус международной. Претендентов на этот статус сегодня два - Тагил и подмосковный Красноармейск, но носить его сможет лишь одна из российских "сухопутных" выставок вооружений. И московское лобби, по некоторой информации, уже оживилось: рассмотрение этого вопроса передвинуто с осени на более ранний срок.

По окончании "Russian ExpoArms-2002" высказан целый ряд идей, касающихся будущего нижнетагильской выставки. Сейчас сложилась удобная ситуация для того, чтобы международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов "Russian ExpoArms" в Нижнем Тагиле постепенно заняла нишу "умирающей" выставки в Фарнборо, считает заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета федерации Александр Дондуков. Интерес к французской военной экспозиции упал из-за высоких цен, которые устанавливают организаторы выставки. Кроме того, Зиновий Пак предложил создать на базе Нижнетагильского института испытания металлов (НТИИМ) предприятие по продаже снарядов, поскольку для Рособоронэкспорта заказы на 1- 2 млн долларов незначительны, а на базе института снаряды можно демонстрировать покупателю, а значит, и более эффективно продавать. Скорому воплощению этих идей может помешать лишь затяжная лоббистская борьба с внутрироссийским конкурентом - выставкой в Подмосковье.

Как бы то ни было, выставка в 2004 году состоится. Хотя пока и не ясно, каким окажется заглавное слово в ее названии.