Не торопи...

Ирина Перечнева
26 августа 2002, 00:00
  Урал

Завершение передела собственности и определение стратегии развития бизнеса - два главных условия для создания совершенной схемы корпоративного управления

В Екатеринбурге прошел круглый стол "Инвестиционная привлекательность эмитентов и корпоративное управление: цели, задачи, механизмы реализации". Тема модная. Правительство и многочисленные эксперты мечтают: было бы хорошо, если бы предприятия раскрывали информацию о себе, делали отчетность прозрачной - на это "клюнули" бы инвесторы и вложили в российские компании деньги. Организаторы круглого стола, региональное отделение ФКЦБ в УрФО и Институт прикладных исследований (Екатеринбург), попытались вызвать на разговор того самого потенциального эмитента. Разговор получился без оптимизма, но честный: средний бизнес экономически не заинтересован в публичных заимствованиях, а потому и соблюдать правила игры, называемые корпоративным поведением, ему нет нужды.

За полгода в пределах УрФО зарегистрирован всего один выпуск корпоративных облигаций и две эмиссии акций, проведенные по публичной подписке. Специалисты Института прикладных исследований, проводившие исследования на эту тему, одной из причин называют незнание методов реализации задач со стороны менеджмента и собственников: "Предприятия не знают рыночных условий реализации тех инвестиционных заявок, которые они подают", - говорит доцент экономического факультета УрГУ Людмила Ружанская. Это довольно распространенная точка зрения: эмитенты не знают, как можно привлечь инвестиции с фондового рынка.

Однако на практике чаще встречается другое: предприятиям не нужны такие заимствования.

Первый заместитель руководителя отделения ФКЦБ в УрФО Надежда Юрченко убеждена, что именно здесь кроется причина нарушений прав акционеров: "Вместо того, чтобы направлять прибыль на выплату дивидендов, предприятия пускают ее на пополнение оборотных средств". Соблюдение прав акционеров и привлечение инвестиций в сознании большинства топ-менеджеров никак не связаны. В итоге, по данным ФКЦБ, процедуры проведения общих собраний акционеров, ведения реестров, антимонопольное законодательство постоянно нарушаются. Основа конфликтов крупных и мелких акционеров - их разные экономические интересы. Генеральный директор Свердловского инструментального завода Виктор Богуславский честно сказал, что непонимание политики предприятия миноритарными акционерами из числа бывших работников, получивших акции за ваучеры, сильно мешает делу. Миноритарии требуют дивидендов, не получают их, но и не продают акции крупному собственнику, который управлял бы ими более эффективно. "Ситуация изменится, когда люди начнут платить за покупку акций, тогда и интерес у них будет другой",- считает Богуславский.

Пример крупного российского бизнеса, который давно выходит на публичный рынок, показывает: когда предприятие нуждается в инвестициях, оно не только открыто рассказывает о себе, но и само инициирует принятие законодательных актов, защищающих права мелких акционеров. Последние изменения в законе об акционерных обществах появились именно при участии транснациональных корпораций, заинтересованных в прозрачном ведении бизнеса. Причина здесь в том, что процесс передела собственности завершен, бояться нечего. Завершение передела и есть главное условие выхода "из тени" массы среднего бизнеса. Тогда, по мнению генерального директора ЗАО "Ведение реестров компаний" (Екатеринбург) Сергея Лаппо, и начнется "процесс исполнения прозрачности предприятий".

При этом никакие призывы правительства не сработают, если не выполнено второе условие - предприятия должны объективно нуждаться в заимствовании финансовых ресурсов на публичном рынке. Тогда и заработают стандарты корпоративного поведения. Важно, чтобы менеджмент просчитал стратегию развития компании, определил критическую точку, после прохождения которой бизнес остановится в развитии, без крупных вложений в основные фонды предприятие потеряет рыночную нишу. С этой точки и начнется новый отсчет корпоративной истории предприятия. Этот тезис практикой подтвердил заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО "Уралхиммаш" (Екатеринбург) Дмитрий Тихонов: "Все, что было накоплено в советское время, за 10 лет реформ пришло на Уралхиммаше в хаос. Чтобы понять новое место в экономике, нам нужно минимум два-три года. Вот тогда и можно будет говорить о займах на фондовом рынке. А пока мы даже не знаем, подо что привлекать ресурсы. Банковские кредиты под "оборотку" у нас есть. Использовать для этих целей займ с рынка нерационально. Минимально эффективный объем выпуска тех же облигаций - 100 млн рублей. Но нам в таком объеме оборотные средства пока просто не нужны".

Государство, однако, ждать не может: слишком дорого населению обходится его невмешательство. В середине июля Минюст зарегистрировал постановление ФКЦБ "Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров". Одно из новых требований - включение в отчетность АО сведений о выполнении кодекса корпоративного поведения. Таким образом, государство пытается искусственно подтолкнуть рынок к более цивилизованным методам ведения бизнеса.

Екатеринбург