Бюджетный message губернаторов

Ирина Перечнева
26 августа 2002, 00:00
  Урал

Главы субъектов федерации продемонстрировали два способа достижения одной цели - свободы маневра финансовыми ресурсами накануне выборов

В конце лета - начале осени в регионах стартует бюджетный процесс. Начинается он, как и на федеральном уровне, с программного документа - бюджетного послания губернаторов. На Урале в этом году "первопроходцами" выступили главы Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области. Они представили своим законодательным собраниям основные принципы формирования бюджета, источники его доходов и приоритеты в расходовании средств на 2003 год.

Бюджетные проблемы регионов в принципе одинаковы: выпадающие доходы в связи с изменениями федерального законодательства, необходимость финансирования ЖКХ, строительство жилья, социальная сфера. Для их решения нужна свобода маневра финансовыми ресурсами на вверенной губернаторам территории. Такую свободу дает умение договариваться с центром и региональным бизнесом (причем успех договора с последним в большой степени зависит от результата договора с первым). Способов договариваться наши губернаторы явили два: силовой и дипломатический. Свердловский губернатор Эдуард Россель, получивший право выдвигаться на третий срок, показал пример неподчинения политике федерального центра. Ханты-мансийский губернатор Александр Филипенко мягко намекнул федералам об имевших место разногласиях.

Политика канонерок

Россель начал выступление с жесткой критики федерального центра, возложив на него вину за снижение доходных источников бюджета. "Налицо явное нарушение важнейшего принципа законности, который гласит: кто принял финансовое решение, тот и должен в полном объеме компенсировать предполагаемые этим решением расходы",- считает свердловский губернатор.

В качестве примера приведен такой факт: расходы на рост заработной платы работникам бюджетной сферы федеральных учреждений планируются в полном объеме, а регионам даются рекомендации изыскивать средства на рост заработной платы из своих доходов. Однако доходные источники каждый год снижаются, особенно в связи с реализацией в стране налоговой реформы.

Свердловская область уже подсчитала убытки от отмены налога на пользователей автодорог и замены его новым транспортным налогом. По предварительным расчетам, доходы дорожного фонда, который формировался за счет отмененного налога, в 2003 году составят 3,6 млрд рублей. Если бы фонд формировался по старой схеме, получили бы 4,3 миллиарда. Свердловский губернатор считает, что компенсировать выпадающие миллионы должен федеральный центр, для чего и предложил депутатам направить соответствующую просьбу в правительство России.

Реверанс в сторону центра, точнее, простое упоминание имени президента России во всем послании прозвучало всего один раз, когда Россель докладывал депутатам о принципах подхода к заданию основных параметров бюджета. По его мнению, в 2003 году бюджет области должен быть не менее 40 млрд рублей, тогда как в планах на этот год стоит 31 миллиард: "Только амбициозные цели, и мы тут целиком и полностью поддерживаем президента Российской Федерации Владимира Путина, позволят сконцентрировать усилия на эффективном использовании бюджетных и инвестиционных средств на благо людей и экономики. Мы устанавливаем себе весьма высокую планку. Оправдано ли это? Уверен, что оправдано".

Уверенность губернатора в сохранении темпов экономического роста в области строится на основе прогноза роста промышленного производства в 2003 году на 5 - 7%. Считается, что активность в инвестиционной деятельности возрастет на 9,5%, прибыльность экономики на 4 - 6%, на 6 - 8% прирастет объем оборота розничной торговли, реальные денежные доходы населения должны увеличиться на 5 - 6%.

Амбициозный прогноз разделяют не все. Заместитель председателя комитета по бюджетной политике Свердловской областной думы Илья Борзенков менее оптимистичен:

- По сути, объем бюджета по сравнению с нынешним годом увеличивается на четверть. Рассчитывать на трансферты федерального бюджета Свердловской области как региону-донору не приходится, России нужно выплачивать 17,5 млрд долларов внешних долгов. Собрать же собственные доходы не получится, потому что на 25% экономика области не вырастет.

Однако свердловского лидера такие возражения, похоже, не смущают. Он уверен, что наполнит казну за счет крупных предприятий промышленного сектора. При этом ориентация на рыночно-командный метод в общении с крупным бизнесом остается преобладающей в политике Эдуарда Росселя. Борьбу с нерадивыми собственниками и менеджерами предприятий он считает наиболее эффективным способом выстраивания взаимоотношений с бизнесом. И вполне оправданным: по мнению губернатора, государство сделало достаточно для крупного бизнеса, чтобы требовать от него исправной уплаты налогов. Кроме того, в послании Россель старался "давить на совесть":

- Обращаюсь к промышленникам и предпринимателям: 2003 год должен стать годом прекращения работы по давальческой и всевозможным другим хитрым схемам, которые в свое время были сконструированы лишь для одного - ухода от уплаты налогов в полном объеме. Надо быть патриотами Родины и области не на словах, а на деле.

В целом бюджетным посланием Росселю удалось позиционировать себя как сильного политика, которому сегодня в области нет альтернативы. Отсюда и провозглашение жестких методов во взаимоотношениях и с центром, и с бизнесом. Центру и крупному бизнесу отведена роль потенциально виноватых в проблемах области. Цель такой установки эксперты определяют практически единодушно - началась предвыборная кампания.

Политика дипломатии

Принципиально иной тон имело послание губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко. Он продемонстрировал и лояльность центру, и разумную, в рамках приличий, критику. Об этом прежде всего говорит постановка задач перед законодательной властью округа:

- Считаю важнейшей задачей органов власти автономного округа самым активным образом участвовать в разработке и принятии решений, которые определят пути дальнейшего развития нашей страны. При этом я не имею в виду какие-то особые права или привилегии для автономного округа и его населения. Наша позиция ясна: мы за предложения, направленные на развитие экономики и социальной сферы России, территорий, ее составляющих. В то же время мы будем отстаивать свое мнение в отношении мер, которые, на наш взгляд, не способствуют достижению этих целей.

Экономические проблемы ХМАО отличаются от среднеуральских в силу специфики региона. Наиболее острый вопрос - отношения в сфере недропользования, и в первую очередь последствия отмены платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Проблема недропользования - это проблема влияния на нефтедобывающие компании, от которых напрямую зависит бюджет округа. И здесь Александр Филипенко также показал себя истинным дипломатом:

- Безусловно, отмена платежей благоприятно влияет на экономику предприятий. Однако возможен и обратный эффект. Отмена платежей и, как следствие, целевого государственного финансирования геологоразведочных работ ведет не только к ликвидации предприятий целой отрасли, но и к постепенному проеданию сырьевых ресурсов и обвальному сокращению добычи нефти.

По словам губернатора, уже в этом году объемы поисково-разведочного бурения из-за отсутствия финансирования сократятся в округе вдвое, более чем в два раза ниже годового объема добычи ожидается прирост разведанных запасов нефти. Правда, в бюджете автономного округа запланированы расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы (3 млрд рублей), но это лишь около 15% от суммы, обеспечивающей прирост запасов нефти на уровне годовой добычи.

Что в этой связи предлагает Филипенко? В общем, ничего нового. В законодательном порядке закрепить за добывающими компаниями обязанность финансировать работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы, а часть геологоразведочных работ на нераспределенном фонде недр проводить за счет государственных средств.

Иной выход Филипенко нашел и в решении проблемы выпадающих доходов в связи с налоговой реформой. На помощь центра самый богатый регион России не рассчитывает. Для их компенсации губернатор советует депутатам проводить политику увеличения темпов роста объемов производства, ужесточить систему контроля за целевым расходованием каждого рубля бюджетных средств, совершенствовать систему закупок товаров и оплаты услуг для государственных и муниципальных нужд.

Экономия является основой и жилищно-коммунальной реформы. За основу стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства губернатор предлагает взять два принципа: внедрение новых технологий, которые позволят повысить качество услуг, и сокращение затрат. Для этого Филипенко советует передавать бюджетные компенсации конкретным потребителям: "Бюджет от этого ничего не потеряет, а населению будет проще осваивать науку максимальной экономии электроэнергии, тепла, воды, а в конечном итоге - собственных средств".

Таким образом, в посланиях двух губернаторов обозначены основные проблемы предстоящих политико-экономических процессов и пути их решения. Уже сегодня очевидно, что межбюджетные отношения в ближайший год останутся основным вопросом региональной политики. Центр все больше урезает свободу финансового маневра территорий. Сохранение относительной самостоятельности для глав субъектов федерации равнозначно сохранению их влияния на вверенной территории. В противном случае исход выборов будет целиком и полностью зависеть от федерального центра. Во время прошедших выборов 2001 - 2002 годов две принципиально разные тактики Росселя и Филипенко привели их к победе. Эффективность дальнейших действий покажет время.

Екатеринбург - Ханты-Мансийск