Зыбучий песок

Игорь Степанов
2 сентября 2002, 00:00
  Урал

Менеджмент золотодобывающих компаний предлагает областной власти совместно поднимать отрасль

Челябинская область переживает приступ золотой лихорадки. В 1996 - 1998 годах здесь добывалась тонна золота в год. С 1999 года темпы начали прирастать: 2001-й - 2,25 тонны, план этого года - 2,5 тонны. К 2010 году добыча, по оценке комитета по природным ресурсам Челябинской области, приблизится к 5 тоннам благородного металла в год.

Между тем условия ведения бизнеса в отрасли по сравнению с концом 90-х годов практически не улучшились. А значит, подъем продлится недолго, поскольку отрасль в принципе не готова к такой активности бизнеса. При возросших темпах добычи резко обострились две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, отрасли необходим прирост золотых запасов. Активно разрабатывавшиеся последние годы месторождения быстро истощаются, а к разработке новых компании только планируют приступить. Во-вторых, нет средств на геологоразведку, чтобы обеспечить прирост запасов. Без решения этих проблем взлет золотодобычи в области вряд ли произойдет.

Позолоченная пилюля

Разведанные на сегодня запасы оцениваются в круглую цифру - 700 тонн. Но золото не дастся легко. Значительная часть разведанных месторождений (порядка 200 тонн запасов) отличается низким содержанием золота в породе, другие при разработке потребуют солидных вложений в инфраструктуру, на всех необходимо применение новых технологий и переоснащение парка техники. Есть весьма сложные проекты (разработка медно-порфировых месторождений, например), отдачу от которых можно получить лет через пятьдесят.

Балансовые запасы золота в Челябинской области не пополнялись между тем с 1994 года. Причина, заявляют специалисты ГУП "Южуралгеологоразведка", в плохом финансировании: за десятилетие его объем и, как следствие, численный состав геологов, сократился в десять раз.

Если в советское время геологи области получали на проведение геологоразведочных и оценочных работ 4 - 4,5 млн руб. в ценах того времени, что в пересчете на нынешние деньги составляет 120 - 150 млн руб., то в последние годы на эти цели выделялось от силы 8 млн руб. в год. Результат: если за 23 года существования Челябинской геологоразведочной экспедицией разведанные запасы увеличились втрое, разведано 30 россыпных и четыре золоторудных месторождения, то за последние 10 лет геологам похвастаться нечем. При этом, по оценке председателя Комитета по природным ресурсам Челябинской области Эдуарда Вагина, от начала поисков до начала разработки месторождений проходит 5 - 7 лет.

С кем идти в разведку

Расчеты показывают, что государству выгодны инвестиции в геологоразведку и золотодобычу: рубль инвестиций в геологоразведочные работы через год возвращается 3 - 5 рублями платежей в бюджет. Правительство области в августе этого года приняло "Концепцию развития золотодобывающей промышленности Челябинской области". Ежегодные затраты на воспроизводство запасов золота в области, по замыслу правительства, будут составлять не менее 100 млн руб. Из этих денег 42 млн рублей должны составить налоги, которые платят золотодобывающие предприятия региона, а 58 млн рублей предприятия будут инвестировать из собственной прибыли на техническое перевооружение и внедрение новых технологий в производство. Теперь в подкрепление концепции предприятиям отрасли осталось получить правительственный документ, определяющий механизм поступления средств.

Однако способна ли еще подорванная десятилетним безденежьем государственная геологоразведочная служба вести эффективную разведку золотых запасов?

Если ГУП "Южуралгеологоразведка" ликвидирует в этом году один из двух филиалов, Миасский, занимавшийся поиском золотых россыпей, то в 2003 году искать их на Южном Урале будет просто некому.

Крупные золотодобывающие предприятия области, уже не полагаясь на государственную геологоразведочную службу, создали собственные подразделения. Из освоенных на геологоразведку в 2001 году ОАО "Миассзолото"40 млн руб. лишь четверть составляли государственные средства.

Между тем золотопромышленники имеют все основания претендовать на государственную поддержку. Золотодобывающие предприятия отчисляют на воспроизводство минерально-сырьевой базы 7% с оборота, причем не от стоимости добываемой ими руды, а с конечного продукта - с золота, которого они и не видят. Поэтому у золотодобывающих предприятий самые большие платежи за использование недр. Этих денег было бы вполне достаточно, чтобы воспроизводить минерально-сырьевую базу.

Возникает резонный вопрос: а нужна ли вообще государственная геологоразведочная служба, если она столь неэффективна? С таким подходом категорически не согласен директор ГУП "Южуралгеологоразведка" Владимир Коргутлов:

- Если мы сегодня всех геологов отдадим ЗАО "Южуралзолото"или другому предприятию, получим монополиста. Тогда не будет в отрасли ни малого бизнеса, ни других предприятий. Потому что вся информация будет только у этого предприятия. И тенденция к этому есть: у "Южуралзолота" есть своя геологическая служба - серьезный для нас конкурент.

" Южуралгеологоразведка" образована в 2000 году постановлением губернатора Петра Сумина путем слияния семи государственных предприятий, работавших, мягко говоря, не слишком успешно. В администрации области надеялись, что их реорганизация и объединение в одну структуру повысят эффективность работы службы в целом и принесут отдачу. Увы, этого не произошло.

Унитарное предприятие стоит в плане на акционирование, и золотодобытчики связывают с этим определенные надежды, мол, появится хозяин - наладит работу. Но директор "Южуралгеологоразведки" не сторонник акционирования: "Пока мы ГУП, мы получаем государственные деньги, можем своих геологов каким-то образом поддерживать. Будем мы частной фирмой - не будем получать средств из областного бюджета".

Из 100 млн руб., которые сегодня ищут для отрасли, "Южуралгеологоразведка", растерявшая кадры, по словам ее директора, пока от силы сможет освоить за год 50 - 60 млн руб. Может, лучше отдать эти деньги геологоразведочным службам эффективно работающих предприятий?

Но тут, как ни странно, против сами золотопромышленники. По словам председателя совета директоров ЗАО "Южуралзолото" Константина Струкова, поисково-оценочные и научные работы должна вести государственная структура, а детальную разведку - те, кто разрабатывает месторождение: "На Западе так и делается. Поисковые работы ведут в том числе и государственные предприятия, а там, где вырисовывается объект, его выставляют на тендер, и на этом этапе в разведке принимают участие частные структуры".

Раз уж государственная геологоразведочная служба нужна, ее надо финансировать. Для решения этого вопроса, по словам заместителя председателя Законодательного собрания Челябинской области Виктора Чернобровина, группой депутатов еще до принятия концепции развития золотодобывающей отрасли областного правительства в 2001 году был подготовлен законопроект, прописывающий механизм финансирования отрасли. Проект направлен в администрацию области, но заключения до сих пор нет. Наблюдатели полагают, что областная власть, изменившая недавно отношение к отрасли в значительной мере благодаря активному лоббированию своих интересов золотопромышленным бизнесом, даст ход предлагаемому депутатами механизму финансирования или предложит какой-то иной.

То, что челябинцы двигаются в нужном направлении, подтвердил и генеральный директор московского научно-исследовательского проектного и конструкторского центра драгоценных металлов и алмазов "НБЛ-золото" Михаил Лесков. Оценивая принятую правительством области концепцию, он подчеркнул, что на Южном Урале вовремя озаботились положением дел в отрасли: "Работа над концепцией началась в 1999 году, когда цены на золото падали. В ближайшие 5 - 6 лет цены на золото будут расти, и если реализовать содержащиеся в документе возможности, предприятия области смогут получить хорошую прибыль, провести техническое перевооружение, освоить новые технологии золотодобычи". Добавим: если власти области не ограничатся декларацией о намерениях. В противном случае бизнес, пока рассчитывающий на поддержку и сотрудничество с властями, перешагнет через чиновников и выстроит на геологоразведке и золотодобыче монополию, которая будет действовать в собственных интересах.