Иdoll

Марина Романова
2 сентября 2002, 00:00
  Урал

Куклы как предмет искусства, коллекционирования и страсти

Летом в Челябинске прошел фестиваль кукол, а также две выставки, билеты на которые разбирались заранее: "Американская кукла" и "Фреди Меркьюри". Психологам еще предстоит оценить, отчего несентиментальные уральцы так стремятся лицезреть уменьшенные человеческие копии. А то, что явление не случайно, подтверждает такой факт. В скромном, тесном екатеринбургском музее кукол и детской книги на 80 квадратных метров приходится 12 тысяч посетителей за год. Не исключено, что именно здесь - самая высокая плотность посетителей на единицу экспозиционной площади. И именно здесь наблюдается завидная для многих музеев картина: практически в каждый момент времени у витрин есть зритель.

И челябинские выставки, и екатеринбургский музей имеют одно происхождение. В их основе частная коллекция кукол Елены Лисиной.

Люди как куклы

В Европе и Америке кукольный бум начался лет двадцать назад: куклы стали страстью взрослых. Их приобретали за немалые деньги, выставляли на почетном месте, ими любовались сами и позволяли гостям. Куклы перестали быть только игрушкой и воспринимались как самостоятельная ценность. До Урала тогда не дошли даже отголоски этих "цивилизованных" процессов. Мы, как всегда, развивались самостийно, хотя на сей раз в том же направлении.

Индивидуальный "кукольный бум" Лисиной пришелся на начало перестройки. До того выпускница Свердловского архитектурного института занималась промышленным дизайном - разрабатывала телефонные аппараты. А дома мастерила кукол. Постепенно перешла от кукольного производства к кукольному собирательству. Сегодня Лисина не только профессиональный дизайнер по куклам (член Союза дизайнеров России, Британской и Американской академий художников по куклам), но и профессиональный коллекционер (член Объединенной федерации клубов коллекционеров кукол UFDC). Она создала тысячу кукол и собрала две тысячи. Все ее нынешнее существование подчинено расширению и экспонированию коллекции.

Избрав образ жизни коллекционера, человек как будто меняет хрусталик в своем глазу: мир преломляется для него под необычным углом. Предмет собирательства становится чрезвычайно емким и значимым. Тем более если это кукла, что в разных древних культурах означало одно - изображение человека.

Кукла, по-английски "doll", первоначально возникла как идол. Людям требовалось представить понятия, не существующие в реальном мире, это был способ материализовать нематериальное. Затем куклы стали создавать образ человека. А игра в куклы и сейчас - проигрывание возможных жизненных ситуаций.

Лисина возражает: это не куклы как люди, а люди как куклы. Что мы видим, общаясь друг с другом? Только внешнюю оболочку, только изображение человека. А это и есть кукла.

Игра в куклы на деньги

Кукла превратилась в произведение искусства в начале 80-х годов ХХ века, когда стала авторской, индивидуального производства. С этим и связан кукольный бум. Сегодня в мире 20 тысяч крупных коллекционеров, для которых выпускают специализированные журналы и каталоги, проводят ярмарки, работают крупнейшие мастера, такие как Пол Крис и Питер Коэ в Англии, Мел Одон в Америке. Кукольные фирмы всегда реагируют на интерес публики. Самые популярные персонажи - принцесса Диана, королева Елизавета, Вивьен Ли в образе Скарлетт, а теперь еще и Гарри Поттер с компанией. Поскольку коллекционеры хотят видеть в кукольном мире полное отражение человеческого существования, появились куклы с не слишком красивыми, "некукольными" лицами и даже куклы-дауны.

Взрослые игры в куклы стоят дорого. Есть коллекционные вещи всего долларов за 70, но есть и за несколько тысяч. Барби первых лет существования, стоившая тогда 2 доллара, теперь приобретается за 5 тысяч долларов. Не у нас, конечно. На Урале рынок кукол как произведений искусства практически не существует. Нет спроса (Лисина до сих пор едва ли не в единственном числе), нет и предложения.

Куклы Елены Лисиной в денежном выражении пока никто не оценивал, в том числе и она сама. А среди них есть шедевры: куколка 1870 года рождения, очень редкие и оттого ценные игрушки военных и послевоенных лет. Сама Лисина отдает предпочтение эксклюзивным вещам современных мастеров. Что-то она получила в подарок, что-то в обмен на свои работы: кукольники всего мира знают, любят, поддерживают и навещают друг друга.

Коллекция Лисиной вызвала к жизни музей кукол, причем муниципальный: в одном из филиалов Объединенного музея писателей Урала Елена формирует сменные экспозиции. Отправляются ее куколки и за пределы области, как нынешним летом. Люди любят смотреть на себе подобных.

Челябинск, Екатеринбург