Глава МПС развел стрелки

9 сентября 2002, 00:00
  Урал

Министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев, нанесший визит в Челябинскую область, решил всерьез заняться урегулированием отношений местного подразделения, Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД), с властями региона. А отношения обострены до предела.

ЮУЖД - один из основных налогоплательщиков в Челябинской области. Но выполнять обязательства перед местным бюджетом управление не торопилось (так, при начисленных в 2001 году 1,8 млрд выплачено лишь 1,1 млрд рублей). Руководство области в долгу не оставалось, "забывая" о необходимости компенсировать льготы на пригородные перевозки (размер долга - 450 млн рублей) и закрывая глаза на вольности Региональной энергетической комиссии, установившей тарифы на тягу поездов ЮУЖД на 11% выше действующих в области среднеотпускных цен на электроэнергию. Результат - почти двукратный рост себестоимости перевозок и уход значительных объемов грузопотока на Свердловскую железную дорогу. Не находили стороны взаимопонимания и в вопросе финансирования передачи социальной инфраструктуры ЮУЖД на баланс области.

Встреча министра МПС с челябинским губернатором Петром Суминым способствовала нахождению консенсуса. Он закреплен в трехстороннем соглашении между МПС, ЮУЖД и правительством Челябинской области, которое стороны назвали "генеральным" и "стратегическим". Челябинская дорога первой сделала шаг к перемирию, заплатив за семь месяцев нынешнего года в бюджет области 1,3 млрд рублей, на 36% больше текущих начислений. Согласился с тем, что "надо работать теснее и эффективнее", губернатор Сумин, в свою очередь пообещавший подумать над целевым использованием налогов, которые ЮУЖД платит в бюджет, в частности рассмотреть возможность покупки на эти деньги электропоездов.

По документу, ЮУЖД обязалась в полном объеме обеспечить спрос региона на грузовые и пассажирские перевозки, своевременно платить налоги, отдавать предпочтение местным производителям при закупке продукции и делать им скидки с тарифа на грузоперевозки. Правительство области в ответ обещало составить реестр льготников, разработать механизм их субсидирования и продолжить реструктуризацию задолженности ЮУЖД в бюджет и целевые фонды. Кроме того, челябинские власти взяли на себя контроль за выполнением графика погрузки-выгрузки вагонов предприятиями региона (потери из-за вынужденного простоя только в июле - порядка 15 тыс. вагонов). Упорядочил документ и процесс передачи социалки: только на первом этапе реструктуризации МПС муниципалитеты примут на баланс более 530 тыс. кв. м жилого фонда и более 100 учреждений культуры.

Последним камнем преткновения в работе МПС на Южном Урале остались завышенные энерготарифы. Правительство Челябинской области пообещало железнодорожникам помочь убедить энергетиков снизить тарифы на электротягу хотя бы до уровня среднеотпускных. Однако, по мнению экспертов, с епархией Анатолия Чубайса Фадееву придется договариваться отдельно.