Попса непопсовая

Марина Романова
9 сентября 2002, 00:00
  Урал

В Тюменской области в последние годы возникли несколько поп-фолк-групп: "Ватолинка" в Тюмени, "Карусель" в Сургуте, "Парафраз" в Нижневартовске. Практически бум

Все смешалось в искусстве ХХI века: направления и жанры, инструменты и критерии. Понятия "элитарное" и "популярное" сближаются, смешиваясь, и даже меняются местами. В музыке наблюдается такое явление, как "хождение в народ" народных инструментов. Фольклор, прочно закрепивший за собой элитарный признак "для немногих", желает войти в пласт масс-культуры. Чистые жанры выглядят раритетами. Традиционное использование баяна и балалайки мало кого из исполнителей устраивает, тем более молодых.

"Парафраз" появился два года назад при местном доме культуры и уже получил признание. Причем больше публичное, чем официальное - у публики, а не у властей. Выпустил первый альбом "Провинция". Характерно одно перечисление названий: "Карусель" и "Мартовский хоровод", "Распрягайте, хлопцы, коней" и "Ритмуха-топотуха". Обработкой известных народных мотивов занимается главным образом руководитель ансамбля Ильдар Милушев. Принцип таков: за основу берется не одна песня, а несколько, в калейдоскопическом, но не случайном режиме. Выстраивается строго определенный мелодический орнамент из разрозненных кусков. Подобный подход, само собой, вызывает у ортодоксов неприятие. "Классики" не согласны даже с подбором инструментов в группе. Действительно, он необычен и наводит на мысль о некоем дисбалансе: два баяна, балалайка и контрабас. Как выполнить оркестровку для подобного состава?

Милушеву это удается. В свое время он сам прошел достойный путь "классика". Традиции взялся нарушать лишь после того, как хорошо их освоил. Двойное образование: музучилище (народные инструменты) и консерватория (по классу композиции)- позволяет экспериментировать на качественно высоком уровне. Когда-то увлекался нововенской школой; среди любимых композиторов - Шнитке и Пендерецкий. Однако его инструмент - баян. Шнитке на баяне? Очень даже здорово, считает Ильдар. По его мнению, и эту точку зрения разделяет большое количество музыкантов, мелодический бум завершился, время мелодических новаций прошло, новый виток искусства во всем мире - перепев того, что уже создано. Даже крутые попсовики обращаются к песням 60-х годов. А "Парафраз" поднимает шлягеры разных лет на новый уровень, облагораживая их народными инструментами. При этом поп-мелодии привлекают к фольклору внимание более широких социальных групп.

Среди поклонников "Парафраза" преобладают ученики - и учителя. Интересное сочетание. Ну, с молодежью более-менее понятно: их привлекают попсовые ритмы и веселый "видеоряд". Это та музыка, которую нужно не только слышать, но и видеть. Исполнители на сцене хохочут и переглядываются, подмигивают друг другу и залу, а зал свистит и улюлюкает. А педагоги? Им "Парафраз" подходит, поскольку, с одной стороны, они неплохо знают в силу возраста и необходимой профессиональной образованности музыкальные традиции, а с другой стороны, вольно или невольно напитываются от подрастающего поколения современными ритмами.

Сейчас группа готовит следующий альбом. Название еще не утверждено, однако содержательно определилось: "Глушь" либо "Топь". Вот так: что-то уже более глубокое, мудреное, не для веселушек, а чтоб за душу хватало. А еще четыре любителя музыкальных парафразов планируют собрать фестиваль народных групп, работающих нетрадиционно. Впрочем, если дело и дальше так пойдет, нетрадиционное станет вполне традиционным, и уже классическое исполнение на народных инструментах будет выглядеть необычно, изюминкой. Все смешалось в искусстве ХХI века.

Тюменская область