Секрет самоотдачи

Ирина Перечнева
9 сентября 2002, 00:00
  Урал

Налогоплательщики не будут доверять государству до тех пор, пока из практики законотворчества не исчезнут решения задним числом

Реформа налогообложения в России - одна из основных. От того, как она претворяется в жизнь, во многом зависит ход структурных преобразований в стране. Прошло шесть месяцев с тех пор, как вступили в действие изменения в системе налогообложения. Такой период уже позволяет оценить эффективность мер и их влияние на уровень собираемости налогов, наполняемость государственной казны. Но итоги преобразований - это не только и не столько подсчет собранных денег. Немаловажен уровень доверия граждан и предприятий к проводимым реформам. В этом отношении 2002 год поворотным не назовешь. Хотя эксперты и отмечают, что в целом политика правительства стала более предсказуемой, однако от привычки принимать решения задним числом власти не отучились.

Бюджет: просчитались

С точки зрения интересов государства изменения в системе налогообложения должны иметь один эффект - увеличить наполняемость казны. В этом отношении 2002 год имеет особенности.

С одной стороны, общий объем налоговых поступлений по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос. Поступления в консолидированный бюджет от налогоплательщиков Уральского федерального округа за полгода увеличились на 34,8% в сравнении с тем же периодом 2001 года. Рост поступлений в федеральный бюджет составил 49,4%, а доля округа в общероссийской казне увеличилась с 17,6 до 19,4%. С другой стороны, плановые задания, установленные правительством министерству по налогам и сборам, не выполнены. По словам начальника межрегиональной инспекции по УрФО Геннадия Безрукова , в округе с этим справились только Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Курганская область. Остальные рапортовали о недоборе налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет. Свердловская область справилась с заданием на 86,3%, Челябинская - на 84, Ханты-Мансийский АО - на 80%. В целом по округу задание выполнено на 92,1%, в то время как в целом по России на 93,5%. Недобор налогов - 9,4 млрд рублей.

Оценки этой ситуации разные. Руководитель управления МНС по Свердловской области Сергей Добровольский самокритично считает, что внешних, объективно-экономических причин нет:

Благое, казалось бы, намерение снизить налоговое бремя правительство реализовало за счет крупного бизнеса, инвестирующего в промышленное производство

- Мы видим, что снижения налоговой базы в этом полугодии не произошло, значит, дело в другом. Налоговым органам нужно перестраивать работу и не просто считать налоги, но и анализировать экономическую ситуацию. При этом более пристальное внимание следует уделять работе с крупными налогоплательщиками. Хватит верить тому, что нам показывают.

Правительство области тоже не склонно доверять бизнесу. Так, председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев заявил:

- Пора усилить административный контроль над налогоплательщиками. С их стороны это непорядок, не патриотично. Надо ставить вопрос о повышении роли налоговых органов этом процессе.

У экспертов в сфере налогообложения иная точка зрения. Аркадий Брызгалин , директор центра экономических экспертиз "Налоги и финансовое право" (Екатеринбург), считает, что государство просто увлеклось успехами прошлых лет:

- Вы помните, тогда плановые показатели перевыполнялись на десятки процентов. Но при составлении очередных заданий надо все-таки учитывать объективные факторы. Темпы роста цен на нефть в 2002 году не сравнить с прошлогодними. И вообще вряд ли стоит ожидать подобного в ближайшее время. Я считаю, что это обстоятельство отразилось на уровне доходов наших экспортеров. Поэтому от них нельзя требовать тех же объемов прибыли, что и раньше. Нельзя увлекаться плановыми показателями: экономика не зависит от желания наших чиновников и их амбиций. Похоже, что в правительстве это понимают, и задание на второе полугодие уже снижено.

Крупный бизнес: без льгот нет инвестиций

Хуже всего дело обстоит с налогом на прибыль. Снижение ставки этого налога с одновременным устранением всех льгот по нему - центральное звено реформы. Выравнивая условия, государство надеялось компенсировать потери от снижения ставки расширением налогооблагаемой базы. Пока расчеты не оправдались. В целом по стране за первое полугодие налога на прибыль собрали меньше на 5%. Безусловно, здесь сыграли роль и внешние объективные факторы. Из-за снижения цен на нефть и газ такой высокодоходный уральский субъект федерации, как Ханты-Мансийский автономный округ, перечислил в федеральный бюджет за 6 месяцев 3,4 млрд рублей, тогда как за тот же период 2001 года объем поступления составил 9,5 млрд рублей.

Местные власти, заинтересованные в сборе налога на прибыль как никто, поскольку он составляет основу региональных бюджетов, забили тревогу. На традиционном расширенном заседании правительства Свердловской области Алексей Воробьев устроил крупному бизнесу разнос:

- Предприятия у нас стали слишком продвинутые, научились снижать налог на прибыль так, что готовы внести в затраты что угодно.

Бизнес неуверенно оправдывался. Генеральный директор Северского трубного завода (Свердловская область) Алексей Дегай , например, доказывал:

- Мы снизили производство более высокорентабельное и увеличили выпуск менее прибыльных видов продукции.

Между тем, нельзя отрицать, что на уровень собираемости этого налога в отрицательную сторону повиляла и сама реформа. (Аналитики "Э-У", к слову, говорили об этом сразу после вступления нововведения в силу, см. публикацию "Внутренняя сторона монеты" в 1-2 от 21.01.02.) А дело в том, что в число льгот, отмененных параллельно со снижением ставки, вошла и так называемая "инвестиционная". Если раньше предприятия, вкладывающие деньги в капитальное строительство, могли на сумму этих затрат уменьшить облагаемую прибыль, то теперь они вынуждены развивать производство из тех средств, что остаются у них после уплаты налогов. Таким образом, реальная ставка налога на прибыль у большинства крупных промышленных предприятий составляла не 35, а 17,5%. Сегодня они платят как все - 24%. Получается, что благое, казалось бы, намерение снизить налоговое бремя правительство реализовало за счет интересов крупного бизнеса, развивающего промышленное производство. И подорвало этим без того невысокий уровень инвестиционной активности предприятий. Пример: объем инвестиций в основной капитал предприятий Ханты-Мансийского округа за первое полугодие составил 70 млрд рублей - 78,5% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года. "Снижение объема инвестиций главным образом вызвано уменьшением объема средств, направляемых предприятиями на капитальные вложения из прибыли. Сложившаяся ситуация объясняется ликвидацией инвестиционной льготы, отмена которой не возмещается снижением налога на прибыль до 24%", отмечается в официальном отчете администрации округа.

Естественно, что бизнес решил по максимуму воспользоваться последней возможностью сэкономить. В конце прошлого года предприятия полностью выбрали положенную инвестиционную льготу, которую бюджет вынужден возвращать им уже в этом году. Этим по большому счету и объясняется спад поступления от налога на прибыль в первом полугодии.

Однако эффект переходного периода скоро себя исчерпает, и власти рассчитывают даже на перевыполнение плана. "Мы считаем, что по областному бюджету задание будет перевыполнено по итогам года процентов на 18", - прогнозирует председатель комитета по бюджету Свердловской областной думы Борис Чойнзонов .

У промышленников настроение менее оптимистичное. Директор ОАО "Егоршинский радиозавод" (Свердловская область) Виталий Одесских рассказывает:

- Наше предприятие отмена инвестиционной льготы пока не коснулась. Я пришел на завод год назад, когда здесь было крайне сложное положение. Нам пришлось разрабатывать программы развития новых видов продукции, и пока у нас просто нет прибыли. Но я вижу, как обстоят дела на других предприятиях, где изношенность основных фондов более 50%. Конечно, это сильно ударило по промышленному сектору.

Отрицательный эффект в этой новации видят и специалисты-консалтеры.

Весь прошлый год правительство и дума усиленно работали над введением новых налогов, потом героически их отменяли, а теперь бухгалтеры с тем же героизмом будут все пересчитывать. Это не что иное, как строительство административных барьеров на ровном месте из-за отсутствия государственной политики и некачественной законотворческой работы

- Сейчас предприятия не заинтересованы делать инвестиции именно с точки зрения налогов, поскольку это не имеет никаких позитивных налоговых последствий. Фактически государство само отказалось от большого рычага давления, от важнейшего механизма регулирования экономики. Законодатели поторопились, Пока не поздно, надо вносить коррективы, - считает Аркадий Брызгалин. - Это важно еще и потому, что оборудование подходит к полному износу, к 2003 году соотношение амортизированного имущества будет самым большим. Если государство заинтересовано в том, чтобы шли инвестиции, нужно вводить льготы. Пусть они не будут глобальными, но инвестор должен получать налоговый эффект.

Малый бизнес: светобоязнь

Если крупный бизнес сегодня озадачен тем, как развивать производство и построить соответствующую налоговую политику, то малый сектор решает дилемму "света и тени". Именно малый бизнес оказался заложником непоследовательной политики государства в сфере налогообложения (подробно об этой ситуации см. "Э-У" 15 от 15.04.02). Напомним, что 31 декабря 2001 года президент России подписал закон, в соответствии с которым для малых предприятий (перешедших на уплату налога на вмененный доход), как и для всех остальных налогоплательщиков, был введен единый социальный налог (ЕСН), а индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную схему, стали платить НДС. Это решение вызвало волну негодования по всей России. Дело в том, что и упрощенная, и вмененная схема придуманы в мире для того, облегчить предприятиям ведение бухгалтерии, сделать простой и понятной налоговую политику, снизить нагрузку на этот сектор. Поэтому большая часть налогов и заменяется одним платежом. В российских условиях эти весьма выгодные схемы решают еще одну задачу - способствуют выводу малого бизнеса из тени. И 31 декабря на всем этом был поставлен крест.

Однако правительство, вероятно, вовремя оценило возможные последствия. Тем более что таким решением оно "подставило" президента России, как раз в это время начавшего кампанию по защите малого предпринимательства. В итоге введенные 31 декабря 2001 года для малого бизнеса НДС и ЕСН отменили - задним числом. Для российской практики это прецедент. То, что решения в сфере налогообложения принимаются задним числом, никого не удивляет. А вот то, что они отменяются в пользу налогоплательщика, общественность оценила по достоинству. Теперь начисленный и уплаченный в 2002 году ЕСН "вмененщики" могут зачесть в счет будущих периодов. Так же можно поступить и с уплаченными взносами в пенсионный фонд (правда, не более 35% от сумм, подлежащих уплате). Но депутаты на этом не остановились. На основе отдельных законов "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" они разработали и приняли новые главы налогового кодекса, сделав их тем самым документами прямого действия.

В бизнесе между тем ко всем этим событиям отношение двоякое.

- То, что по сути в этом году малым предприятиям не придется платить ЕСН, хорошо. Хорошо и то, что законодатель признал ошибку. Но сколько лишней работы нужно было сделать законодателю, сколько лишней работы придется делать налогоплательщикам, пересчитывая все налоги, перестраивая бухгалтерию. Получается, что весь прошлый год правительство и дума усиленно работали над введением новых налогов, потом героически их отменяли, а теперь бухгалтеры с тем же героизмом будут все пересчитывать. Это и есть проявление административных барьеров на ровном месте из-за отсутствия государственной политики и некачественной законотворческой работы, - считает директор корпорации фирмы "ЛевЪ" (Екатеринбург) Евгений Артюх.

В 2003 году государство займется налогообложением физических лиц и усилит налоговое администрирование предприятий

В итоге вопрос, поверит ли в очередной раз малый бизнес государству, будет ли играть по предложенным правилам, открыт. Слишком велико опасение, что коней опять поменяют на переправе.

Физлица: вера на 13%

Так или иначе, а реформа налогообложения в России продолжается. И большинство экспертов в прогнозах практически сходятся: нужно ждать новых решений в области налогообложения физических лиц.

- В отношении организаций будут вноситься лишь небольшие изменения, - считает Аркадий Брызгалин, - в основном реформа будет идти по пути усиления налогового администрирования. И мы уже это чувствуем. Мне кажется, в 2003 году государство больше займется "физиками". Да, сегодня отлажена система сбора 13-процентного налога на доходы физических лиц, но есть еще налог на имущество и другие налоги. Акцент будет сделан в этом направлении.

Есть такое ощущение и у предпринимателей. Виталий Одесских: "Очень хорошие, просто сладкие условия - 13%. Но долго государство не позволит сохранять такой низкий уровень налога. Что-то в этой сфере произойдет. Другое дело, согласятся ли граждане. Ставка налога на доходы населения - этот тот уровень доверия, которым располагает народ по отношению к государству. Сегодня этот уровень доверия составляет 13%. Я не уверен, что в ближайшее время он поднимется слишком высоко.