Гармония для трактора

Денис Болихов
16 сентября 2002, 00:00
  Урал

Как не заглохнуть на пути в ВТО

В Екатеринбурге 23 сентября открывается первый Международный машиностроительный форум. В рамках его пройдет выставка новинок отечественной и зарубежной строительной техники (экономическая отдача прошлогодней выставки - десятки заключенных контрактов на поставку машин на общую сумму 20 млн долларов). Кроме того, производители и потребители техники примут участие в двух симпозиумах, на которых представители мировых финансовых институтов, транснациональных корпораций и ведущих российских компаний обсудят наиболее острые проблемы российского рынка строительных машин.

Направленность форума сформулирована в его девизе - "Новые методы ведения бизнеса". По мнению Александра Денисова, президента Национального агентства промышленного маркетинга, организатора выставки, отказ от стереотипов при производстве и эксплуатации машин, использование лучшего зарубежного опыта способно дать необходимый толчок развитию далеко не самой процветающей отрасли.

- Александр Владимирович, в чем, на ваш взгляд, заключается основная проблема российских машиностроительных предприятий, есть какие-то общие недостатки, характерные именно для российского ведения бизнеса?

Большинство потребителей не имеет собственных финансов для покупки машин, использует привлеченные средства. Значит, надо смотреть на технику как на объект инвестиций, как на инструмент, который позволяет заработать деньги. И прирост капитала в ходе эксплуатации машины обязательно должен быть больше, чем набегают проценты по кредитам. Это принципиально новый подход. Он заставляет думать об управлении эффективностью использования техники

- В основном подход, который до сих пор часто встречается, вообще-то трудно назвать подходом к ведению бизнеса. Это подход к ведению дел в определенной системе хозяйствования. Многие руководители предприятий, как и 15 лет назад, бегают в министерства, пытаясь выбить государственные заказы под выпуск гражданской техники, и под эти заказы выбить бюджетные деньги. Сейчас это получается все реже. И люди начинают понимать, что работать надо как-то иначе. Однако анализировать ситуацию и приспосабливаться к рыночным законам многие еще не готовы. Например, недавно к нам обратился производитель из Белоруссии: их техника стала плохо продаваться, реклама не работает. Спрашивает, что делать? Начинаем выяснять: система качества есть? Нет. Сервисное обслуживание есть? Нет. Больше того, там элементарно не могут выстроить отношения даже с партнерами, субподрядчиками. Очевидно, что такое предприятие ориентировано только на получение краткосрочных прибылей. Главное для него, чтобы машина вышла за ворота и некоторое время эксплуатировалась. А потом все поломки можно списать на то, что условия эксплуатации были плохие, неквалифицированные кадры использовали технику и т.п. Большинство зарубежных производителей, напротив, представляет себе весь жизненный цикл техники вплоть до ее утилизации. У нас же все понимание заканчивается на уровне пересечения техникой границы завода. Отправили заказчику, дальше - ищи ветра в поле.

- Но многие, особенно крупные, российские производители уже имеют и международные сертификаты качества, и собственные сервисные службы.

- Да, ситуация меняется. Но часто изменения происходят лишь номинально. Скажем, на предприятии создается сервисная служба, состоящая из одной бригады в несколько человек. Техника этого завода продается по всей стране и еще в десяти зарубежных государствах. Но денег на командировки специалистов сервисной службы нет, и они по телефону пытаются консультировать. Сейчас стало чуть лучше: начали выезжать, устанавливать дефект и производить агрегатный ремонт (менять весь дорогостоящий агрегат, потому что в регионе, где случилась поломка, нет склада запчастей, ремонтной базы и т.п). Пока развитие сервисных услуг остановилось в основном на этой стадии.

- Насколько потребительский рынок на это реагирует? Или на нем тоже силен консервативный настрой: "Я 30 лет работаю на технике такого-то завода, знаю, почему она ломается, могу починить своими силами, и ничего мне не надо"?

Основные недостатки техники связаны с неудовлетворительным качеством или конструкции, или производства конкретного узла. Раз изделие не получается внутри предприятия, проще и финансово эффективнее разместить заказ на инжиниринг и изготовление этого узла сторонней компании. Даже если разместить заказ за границей, это увеличит конечную стоимость продукции лишь на 5-10%

- Жизнь заставляет реагировать. Большинство потребителей не имеет собственных финансов для покупки машин, они привлекают средства инвесторов. А это волей-неволей заставляет смотреть на технику как на объект инвестиций, как на инструмент, который позволяет зарабатывать деньги. И прирост капитала в ходе эксплуатации машины обязательно должен быть больше, чем набегают проценты по кредитам. Это принципиально новый подход. Он заставляет думать об управлении эффективностью использования техники. А там масса параметров, и начальная цена машины среди них - далеко не всегда главный фактор. Наше агентство получало информацию от службы эксплуатации одного из карьеров, где параллельно работали аналогичные бульдозеры: один производства российского завода, другой польский, купленный в то же время, но вдвое дороже. Учли все: и расходы на ремонт, и простои, и производительность, зависящую от конструкции, и еще много чего. И выяснилось, за пять лет стоимость эксплуатации российского бульдозера обошлась почти втрое дороже. Так что дешевая техника часто оказывается чрезвычайно дорогой.

- На структуре потребления это отражается?

- Конечно. Горизонтальные связи между потребителями работают, положительный или отрицательный опыт эксплуатации машин накапливается. Это, безусловно, отражается на выборе техники. Приходится констатировать, что баланс меняется не в пользу отечественного товаропроизводителя.

- Звучат прогнозы, что вступление в ВТО для многих российских отраслей экономики окажется губительным. Как переживут этот переход машиностроители?

- Одна из задач форума заключается как раз в том, чтобы гармонизировать российскую и мировую машиностроительную индустрию. Мы и симпозиум проводим по производственной кооперации с акцентом на европейскую культуру технического менеджмента и достижения мировой машиностроительной индустрии. Когда этой гармонии удастся добиться, наши предприятия ничего негативного не почувствуют, наоборот, процесс вступления в ВТО только облегчится.

- Термин "гармония" поясните, пожалуйста.

- Гармония индустрии заключается вот в чем. Допустим, в Европе умеют выпускать потрясающего уровня ходовые части. В другой технологической культуре, скажем японской, высокоразвиты электроника и элементы управления. Совмещение в своих моделях, в рамках собственной концепции, в машинах своего производства лучших достижений других культур, и есть гармоничный подход.

- Место России в этом ряду?

- Мы можем предложить мировому рынку в этом кооперационном процессе свое качество стали, имеющее важнейшее значение при изготовлении узлов дорожно-строительной техники.

Главное для нас - избавиться от амбиций. Вот мы - за баррикадами, а вот - они, и с ними надо бороться. Не надо. Не надо тянуть одеяло на себя, не надо пытаться все до последнего болтика делать самому, на одном предприятии, это все равно вряд ли получится.

- То есть российский тракторный завод как производитель конечного продукта, как самостоятельный брэнд исчезнет, а останется лишь как производитель качественных стальных запчастей для другого брэнда, транснационального?

- Да, не исключено, заводу придется снизить портфель до уровня элементной базы с тем, чтобы, постепенно наращивая технологии, начинать выпускать продукцию со все большим уровнем готовности. Многим заводам для достижения этой самой гармонии необходимо проделать большую работу, в том числе выстроить систему подготовки кадров, контроля за качеством, сервисного обслуживания. Тогда появятся механизмы, которые приведут предприятие к равновесию. Есть опыт, когда самые глобальные проблемы были решены за полгода. В Москве, например, удалось привести в нормальное состояние весь парк снегоуборочных машин.

- При помощи каких механизмов?

- Механизм самый простой, называется "переход на качественную элементную базу". Обычно основные недостатки техники связаны с неудовлетворительным качеством или конструкции, или производства конкретного узла. Раз изделие не получается изготовить силами предприятия, проще и финансово эффективнее разместить заказ на инжиниринг и изготовление узла сторонней компании, неважно, российской или европейской. Наши исследования подтвердили: даже если разместить заказ за границей, это увеличит конечную стоимость продукции лишь на 3 - 5%. Ликвидируются прямые затраты на разработку, испытания и производство некачественных узлов, а также скрытое производство, т.е. исправление брака, работа по рекламациям и т.д.

- Есть ли российские предприятия, которые осознали те методы ведения бизнеса, о которых вы говорите?

- По элементной базе приведу пример компании "ГидраПак" (Москва): ее инжиниринговый центр не моделирует каких-то уникальных изделий, но берет заказ на производство по собственным чертежам для любой российской машины именно того узла, который будет этой машине оптимально подходить и по себестоимости, и по качеству исполнения, и по техническим характеристикам. "Кранэкс" (Иваново): типичный пример, когда производитель готовой продукции работает по кооперации совместно с Komatsu, производят экскаваторы под своей маркой, но по японским технологиям. Предприятие, которое собственными силами пытается сделать качественную продукцию, - Уралвагонзавод (Нижний Тагил): и здесь добились того, что есть положительный опыт эксплуатации машин. Это разные пути, разные философии, на это тратятся разные ресурсы. При этом важен результат, которого необходимо добиться в течение ближайших лет - это интегрированный с мировой системой производства, распределения, потребления и инновационного развития российский рынок, с максимальным разнообразием продукции, которая доступна профессиональному потребителю. Скорость развития отрасли определит и степень болезненности вступления ее в глобальный рынок. Но отменить этот процесс уже не получится.