Троянские лошадиные силы

16 сентября 2002, 00:00
  Урал

Патриотически настроенные защитники отечественного авиапрома негативно оценивают деятельность иностранных компаний в России. Они усматривают тенденцию: там, где появляются иностранные партнеры, эффективное производство прекращается.

В Санкт-Петербурге, например, совместное предприятие Pratt&Whitney Canada - "Климов" закрыло намеченную программу производства двигателей. Причины две: СП активно переманивало с российского предприятия самые способные кадры и вступило с ним в открытую конкуренцию (вопреки договоренности, стало ставить на самолеты Ил-114 собственные двигатели).

На Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) неприятности начались с появлением в числе акционеров вертолетной фирмы Sikorsky, принадлежащей все той же UTC (Sikorsky в разгар скандала владели 20 - 30% акций МВЗ), Oppenheimer Corp и других. Иностранцы в сумме получили почти 42% акций МВЗ. А завод лишился права производить боевые вертолеты и самостоятельно продавать их на мировом рынке, поскольку субъектом внешнеторгового сотрудничества по закону может быть только предприятие, в котором контрольный пакет акций принадлежит государству. Наличие блокирующего пакета акций в руках иностранных партнеров лишает предприятие права и на оборонный заказ.

Практика пока дает противникам сотрудничества с американцами повод утверждать, что имеет место целенаправленная политика уничтожения российского авиапрома, а вместе с ним - и военно-промышленного комплекса России.

Если вопрос о приобретении "интерросовского" пакета акций ПМ решится в пользу P&W (а по некоторой информации, он уже решен именно так), мы сможем убедиться, насколько верна указанная тенденция.