Рок-арт-байк-Пар-фе-нюк

Культура
Москва, 30.09.2002
«Эксперт Урал» №36 (71)
Эксперименты по соединению разных видов искусств

В середине сентября в Екатеринбурге активно спаривали музыку и изобразительное искусст во. Рождалось разное. Например, гимн, исполненный на контратазе (своеобразный такой музыкальный инструмент, полученный в результате художнического скрещивания контрабаса с унитазом). Олег Гайдамович из Асбеста ваяет скульптуры, а также экспериментирует с отработавшими свое водопроводными и канализационными трубами, раковинами и прочими сантехническими атрибутами городской свалки. Он создал целый ансамбль и исполняет произведения Щедрина и Дебюсси. Подобная музыка и скульптура "в одном контратазе" находит своих почитателей. Критики уже замусолили тезис о том, что на грани тысячелетий искусство подошло к рубежу, когда новое отыскивается только в перепевах старого, в выворачивании на изнанку уже известного, повертывании его незнакомым боком, а также в плюсовании разностей.

Опыты Гайдамовича - это край процесса, в середине которого (возможно, золотой) очутился известный екатеринбургский художник Сергей Парфенюк. Два с половиной года он занимался тем, что слушал музыку и изображал ее на холсте. Экспозиция в Екатеринбургском музее изобразительных искусств "Рок-арт" выглядит как живописная антология рок-музыки XX века.

Можно провести опыт. Вспомните любое из культовых имен или названий ушедшего музыкального века. Элвис Пресли? На выставке присутствует. Мик Джаггер? Есть, конечно. "Роллинг стоунз", Стинг, "Пинк Флойд" - обязательно. "Битлз"? Само собой: им посвящен целый угол. Как сказал Парфенюк: "Битлз - это музыкальная Библия, как сказал Розенбаум". Русский пласт тоже представлен: Гребенщиков, Макаревич, Шевчук, Пантыкин, "Чайф", "Агата Кристи".

Парфенюк рисовал музыку примерно так, как учат в некоторых школах. Включают музыкальный центр, и дети записывают графически или живописно свои впечатления. Для Сергея, художника прежде всего ассоциативного, это путь естественный:

- Зарисовыванием музыки я стал заниматься с 1967 года, когда дядя привез из-за границы качественные записи "Битлз" и Элвиса Пресли. Вся моя живопись, можно сказать, вышла из музыки. Сначала был звук, потом линия.

Естественны ли его ассоциации для других? Впечатление, как известно, дело личное. Мнения зрителей разделились. Кому-то работы Парфенюка кажутся точным попаданием, кому-то - ударом пятерней. Некоторые картины выглядят простой иллюстрацией без затей. Многие, несмотря на музыкальные прототипы, начинают жить самостоятельно от родителей, им не требуется сюжетная или образная зависимость пусть даже от качественной музыки - они самодостаточны. Сам художник претендует на всеобщность своих ассоциаций, при этом оставляя за собой - и за другими - право личной собственности на впечатления. То есть стремится занять серединную позицию между "своим" и "многих" (возможно, золотую). Ну а герои? Присутствовавшие рок-музыканты (в проекте задействованы прогрессивные уральские группы "Археология", "Красносолнышко", "М.А.Р.К." и другие) также придерживались срединного мнения: да, примерно так и они "видят" свою музыку - хотя чуть-чуть иначе...

Сергей Парфенюк - художник весьма продуктивный, им создано более четырех тысяч полотен. "Роковых" около ста. Работая над проектом, он попробовался в новом для себя жанре - портрете: Шевчук и Гребенщиков, ливерпульская четверка битлов и екатеринбургская четверка чайфов. Писал в основном с фотографий, по памяти и по музыке: "звезды" не имеют времени для позирования, а некоторые уже просто вне времени. Художник гордится, что его картины живут, а значит, приняты и признаны, у Макаревича и Гребенщикова, Бутусова и "Агаты Кристи". Не так давно из Екатеринбурга уехал с произведением Сергея Парфенюка Ян Гиллан: картина так пришлась ему по душе, что известный музыкант решил повесить ее в одном из своих замков.

Поскольку рок - не только музыка, но образ жизни, чувствования, поведения и даже одежды, не обошлось без признанных атрибутов рока. Показ коллекции одежды из кожи модельеров Митусовых "Кожаные метаморфозы" сопровождал открытие выставки. Рокерам близки байкеры - и холстом для художника стал мотоцикл, превратившись в часть экспозиции. Музыка звучала не только на презентации, но и в продолжение выставки, а в один из субботних дней в залах музея прошел рок-марафон.

Сотрудники классического музея, где, однако, нередко гостит современное искусство - порой в самых крайних его выражениях, откровенно радуются новой выставке и в голос называют ее "живой". По их мнению, данное соединение живописи и музыки получилось очень естественным. Результат налицо: в количестве и качестве посетителей. Искусствовед Галина Холодова: "Молодежи приходит много - это для музеев всегда приятно". Если когда-то рок разделял отцов и детей, то сейчас скорее объединяет. Это язык, одинаково понятный поколению 60-х и поколению 80-х.

Екатеринбург

У партнеров

    Реклама