Кони Чингисхана

Культура
Москва, 30.09.2002
«Эксперт Урал» №36 (71)

У деревни Каргалы в башкирской степи прошло нетрадиционное действо, собравшее любопытствующих со всей округи, - перфоманс "Золотая пайцза", посвященный духу удачи Сульдэ. Неоседланный белый жеребец Сульдэ, гласит легенда, всегда стоял наготове для Чингисхана. Дух жеребца приносит удачу и победу.

На сей раз живой символ служил участникам перфоманса, унося их в стихию огня. В степи жгли столбы с гнездами, символически освобождаясь от всего материального, сдерживающего дух. От большого огня каждый уносил с собой в плошке маленькую искру.

Проект "Золотая пайцза" представляет собой трилогию ежегодных действ на природе в сочетании с выставками в Уфе. Идея его родилась в прошлом году у участников творческого объединения "Чингисхан", в среде художников, которым по духу и стилю близко авангардное искусство в разных его проявлениях. Группа существует двенадцатый год и имеет достаточно большую известность: работы художников с неизменным успехом выставляются на ежегодном "Арт-Манеже" в Москве, международных выставках. У каждого художника группы своя манера письма, но общая черта "чингисхановцев" - причудливое сочетание национальных мотивов, вековых, преимущественно тюркских, традиций и современности.

Еще одно обстоятельство, объединяющее художников, - почитание личности Чингисхана. По их мнению, роль его в формировании культуры сегодняшней России недооценена. Василь Ханнанов, например, убежден, что период, связанный "с так называемым татаро-монгольским игом, несправедливо считается пустым", а сам Чингисхан неверно трактуется как жестокий варвар. Западные историки давно признали его одной из выдающихся личностей прошедшего тысячелетия, заставившей соприкоснуться культуры Европы и Азии. В результате на едином культурном пространстве от Москвы до Урала и Сибири возник уникальный синтез славянских, тюркских, финно-угорских культур, слившихся за семьсот с лишним лет в единое целое.

Из такого мироощущения и родился масштабный этнохудожественный проект, претендующий на эстетическое осмысление истории, - "Золотая пайцза". Пайцза - пластина из драгоценного металла, которая предоставляла человеку от имени хана определенные права в решении государственных и военных вопросов. Такие универсальные "мандаты", способные решить судьбу, давались не только чиновникам и полководцам, но и философам, летописцам. Сегодня образ пайцзы можно понимать по-разному. Это и власть искусства над людьми, и степень ответственности человека перед миром, и шанс достичь чего-то важного, дающийся каждому, но не всегда используемый.

Каждая из частей трилогии означает поклонение какой-то стихии. В прошлом году приобщались к земле и воздуху, в нынешнем покоряли огонь. На будущий год оставлена вода. Смысл происходящего не только в конкретных действиях. Важно, считают художники, впечатление, которое перфомансы оставляют в душе, напоминая о сути бытия. Непременное условие событий - участие "свежего", неискушенного зрителя. Наиболее важно непосредственное действие и участие в нем. Вряд ли все это можно назвать спектаклем: действо неповторимо, в чем и прелесть. По мнению одного из авторов проекта Максима Холодилина, в перфомансе есть элементы шоу, но все же это акт изобразительного искусства, а не театрального. Прошлый перфоманс московские операторы, отснявшие действо, превратили в яркий клип. Нынешний также был заснят и, возможно, будет представлен на арт-фестивале.

В лоне "Чингисхана" зреют и другие масштабные проекты. Главным можно назвать создание Музея современного искусства как альтернативы существующим музеям традиционного искусства. В начале года в городе открылся небольшой арт-музей, он стал излюбленным местом проведения концептуальных выставок и неформального общения людей искусства.

Башкортостан

У партнеров

    Реклама