Санация - наиболее приемлемый вариант

30 сентября 2002, 00:00
  Урал

Виктор Басаргин, первый заместитель полпреда президента РФ в УрФО:

- Виктор Федорович, что инициировало проверки, проводившиеся полпредством?

- Наш мониторинг показал негативную динамику по всем системообразующим отраслям экономики - машиностроению, сельскому хозяйству. Особенно по этому году. Ключевые предприятия - Курганмашзавод, автобусный, завод прицепов - практически остановлены. 60% сельскохозяйственных предприятий либо прекратили деятельность, либо ведут ее в теневом секторе. Итоги проверки подтвердили негативные процессы во множестве деталей. Властные структуры на ситуацию в области влияют мало, создавая этим отрицательный фон.

- Что вы обозначаете выражением "отрицательный фон"?

- Кадровый голод в Курганской области очень серьезный.

- Так кадровый голод или кризис управления?

- Это составляющие одного процесса. Система управления народно-хозяйственным комплексом авторитарна и не отвечает требованиям времени, рыночным структурам сложно адаптироваться в Курганской области. Конфликты между властью и бизнесом постоянны. Они не так заметны на фоне более крупных конфликтов в Челябинской, Свердловской областях, но более сложны. У соседей просто противостояние структур, а в Кургане авторитаризм выдавливает инициативу.

- Каков официальный итог проверок?

- Мы определили базовые отрасли, где кризис наиболее ярко выражен: энергетика, село, машиностроение. Думаю, мы все-таки заставили курганцев по-иному взглянуть на область. Потому что был штамп: ну плохо и плохо. Анализа не было, как и решений по развитию территории. Органы власти ставили себе в заслугу, что они сумели получить больше денег из федерального центра, увеличили сбор налогов, и в абсолютных цифрах динамика у них вышла положительной. Мы же говорили о том, что в целом удельный вес области в общей составляющей экономики России снижается. На этом строится основной вывод, что область живет все хуже.

- В период проверок с разных трибун активно обсуждались две темы: банкротство области, введение внешнего управления и целесообразность сохранения ее как субъекта федерации.

- Несмотря на масштаб проблем, речи об изменении статуса и трансформации территории не идет. Как и об объявлении ее банкротом. Эти слухи мы старались гасить. Политическую составляющую в наших итоговых документах мы убрали, занимались исключительно экономической: как эффективно помочь депрессивному региону. Право на самоопределение у субъектов есть. Для изменения статуса необходимо провести референдум. Хотя, не скрою, нас подвигали к тому, чтобы мы рассмотрели и этот вопрос. Но это еще более усугубило бы ситуацию.

- Тем не менее, вопрос о банкротстве полпредство ставило?

- Пока выбран вариант санации территории. С его проектом полпред и ознакомил президента.

- Когда Зауралье ощутит реальную помощь со стороны центра?

- Совместно с правительством РФ мы разработаем программу социально-экономического развития. Поручения даны министерствам экономики и развития, финансов, промышленности и науки, сельского хозяйства, также РАО "ЕЭС России". Это позволит несколько по-иному рассмотреть курганские проблемы, более комплексно.

Наш план первоочередных мер потребует 3 - 5 млрд рублей. При этом в бюджет 2003 года мы с этой программой уже не попадем, можем просить эти средства за счет статей регионального развития, но вероятность их получения в необходимых объемах - 50 на 50.

- А варианты привлечения местных инвестиций, с соседних территорий, подключение крупного бизнеса, имеющего интересы в Зауралье?

- Рассматриваем эти варианты. У администрации области нет контакта с собственниками, сейчас она эту ситуацию начала исправлять. Мы будем ей помогать формировать отношения. Мы знаем, у каких ФПГ и холдингов есть интересы в Курганской области: это УГМК, "Макфа", структуры "Сибала", нефтяные компании.