"Банкротство Курганской области - политическая профанация"

Спецвыпуск
Москва, 30.09.2002
«Эксперт Урал» №36 (71)
Считает Андрей Вихарев, заместитель председателя Совета Федерации РФ

- Андрей Анатольевич, вы представляете в СФ думу Курганской области. Если упразднят самый проблемный субъект УрФО, готовы расстаться с мандатом сенатора?

- Думаю, до этого не дойдет. Курганская область не самая бедная в РФ по показателям дохода на душу населения. Все разговоры вокруг введения в Зауралье внешнего управления, упразднения - не более чем политическая профанация. Это поиск определенными финансово-промышленными группами новых механизмов расширения экономического и политического влияния на отдельно взятый регион.

- Разве не все более-менее приличные предприятия Зауралья прибраны к рукам?

- Приличных, как вы выразились, предприятий в Курганской области хватает. Я не сомневаюсь, что через год-другой все они будут востребованы государством и частным капиталом. Их рыночная стоимость возрастет в разы. Менеджеры ФПГ прекрасно это понимают.

- По-вашему, это ФПГ выступили заказчиком пиар-кампании по дискредитации Курганской области?

- Очевидно: предприятия в нестабильной с политической точки зрения области стоят дешевле.

Во многом шумиха стала возможна в силу отсутствия в России правового понятия "введение внешнего управления субъектом федерации". Инициаторы банкротства не учли множества экономических и юридических казусов.

- Перечислите их. Может, это остановит желающих "замутить" политическое пространство других регионов?

- В российском законодательстве существует четкое определение статуса субъекта федерации, его места в правовом пространстве. Если субъект прекращает существование, автоматически встает вопрос внесения поправок в Конституцию РФ. В этом есть правовой риск, так как прецедент создает определенный механизм. А последствия могут быть самые непредсказуемые, поскольку у любого региона есть определенные обязанности, финансово-правовые отношения с федеральным центром, долги и активы. Активы как раз и интересны ФПГ, региональным соседям.

Второй казус: ввести внешнее управление и начать процедуру банкротства можно только в отношении субъекта экономических взаимоотношений. Ни один из российских регионов таковым по Конституции не является. Третий касается финансов: на какие именно средства должно распространяться внешнее управление.

- И на какие?

- Если речь идет о внешнем управлении федеральными ресурсами области, то фактически управление всегда существовало. Глава федерального казначейства не подчиняется губернатору, поэтому говорить о введении внешнего управления на федеральные финансы неуместно. Выходит, речь идет о введении внешнего управления собственными доходами области. Но такая процедура еще сильнее ударит по доходам области, которая и так платит в федеральный бюджет причитающиеся налоги. После введения внешнего управления область должна будет осуществлять еще и выплаты, назначенные внешним управляющим. Где их взять субъекту-реципиенту? Такая процедура напоминает мне консилиум врачей, на котором вместо лечения больного приговаривают к смерти.

- А каким образом можно вдохнуть жизнь?

- Курганскую область упрекают в том, что у нее на 70% дотационный бюджет. При этом не вспоминают о существовании задолженности федерального бюджета перед областью. Если свести дебет с кредитом, то совокупный долг области перед федеральным центром - чуть более 100 млн рублей. Для сравнения: Красноярский край должен бюджету 2 миллиарда. Чем не повод для начала процедуры банкротства?

- Красноярску вернуть их проще, чем Зауралью 100 миллионов. Кроме того, вы не берете в расчет долги области перед РАО "ЕЭС России".

- Энергетическая проблема, высокие тарифы для населения и предприятий - это вопросы другой категории, которые самостоятельно, без вмешательства Москвы, область вряд ли способна решить.

- Чем Москва-то поможет?

- Достаточно освободить Курганскую область от уплаты части НДС. Прецедент создан: Татарстану на такие уступки федеральный центр пошел. Кстати, это решило бы и массу проблем в аграрном секторе, задыхающемся в товарно-кредитных отношениях. Льготы по НДС позволили бы областной власти пополнить бюджетную строку кредитования АПК. Без подобного рода шагов со стороны государства говорить об экономическом подъеме аграрной области бесполезно.

- Так вы и есть "государственная сторона". Разработайте блок законов, способных вывести Зауралье из кризиса.

- Курганская область нуждается в комплексных мерах. Если к уступкам по НДС прибавить долгосрочный заказ Минобороны на продукцию Курганмашзавода, разговоров о банкротстве области не было бы. Компенсировать потери от такого рода деятельности федеральных объектов Москва не спешит.

- Разве ваш статус не позволяет лоббировать интересы Курганской области в министерствах и ведомствах?

- Представители Курганской области в СФ и так заняты максимальным расширением финансирования области. В 2002 году нам удалось увеличить трансфертные выплаты в бюджет Зауралья вдвое. Если удастся поднять эту планку еще на столько же, можно требовать с руководства области действенных шагов по оздоровлению экономики Курганской области.

Сегодня, когда у областной власти нет средств для исполнения в полной мере своих обязанностей, разборки бессмысленны.

Москва - Екатеринбург

Новости партнеров

Реклама