Конъюнктура цен: чудес не будет

30 сентября 2002, 00:00
  Урал

За прошедшие полгода ситуация в металлургии изменилась. Еще в начале 2002 года цены на цветные и черные металлы находились на рекордно низком за последние несколько лет уровне. В большинстве подотраслей черной металлургии наблюдались либо падение (добыча руды, производство ферросплавов, огнеупоров), либо стагнация (производство стали и проката). Еще хуже была ситуация в цветной металлургии, где на фоне рекордно низких цен многие предприятия объявили о масштабных сокращениях производства и увольнениях. Эти негативные тенденции были подкреплены санкциями против импортеров стали со стороны Соединенных Штатов, вызвавшими "эффект домино" по всему миру: вслед за США ужесточили условия для импортеров стали все крупнейшие потребители Европы и Азии. В итоге первый квартал подавляющее большинство предприятий металлургии закончили либо с убытком, либо с резко сократившейся прибылью.

Начало второго квартала совпало с оживлением на мировых рынках, главным двигателем которого стала американская экономика. В апреле-мае цены на сляб и холоднокатаный лист вернулись к максимальным значениям 2001 года, а к августу-сентябрю достигли двухлетнего максимума. Уже весной представители крупнейших металлургических комбинатов заявили, что антидемпинговые пошлины полностью перекрыты ростом цен на металл. Впрочем, переоценивать эти факты не стоит: плюсы от улучшения конъюнктуры частично перекрыл рост издержек.

В цветной металлургии ценовой фактор сыграл существенно меньшую роль. В конце первого квартала 2002 года среднемесячные цены медь превысили планку в 1600 долларов за тонну, однако к настоящему моменту цена вернулась на уровень начала года. Положительные тенденции не коснулись алюминия, цинка, кобальта и ряда других металлов. Лишь никель летом перекрыл уровень в 7 тыс. долларов за тонну и впервые достиг пикового значения конца 2000 года.