Наследивший временем

Культура
Москва, 14.10.2002
«Эксперт Урал» №38 (73)
Фотограф Сергей Трущенков: "Если между прошлым и будущим переброшен мостик, по которому бежит время, то фотография - это следы, которые оно оставляет"

У себя в Кургане он больше известен как преуспевающий бизнесмен, генеральный директор объединения "Салюс" (дом и офис - от проекта под ключ). По образованию филолог и психолог, по освоенным "смежным" профессиям - журналист, педагог. По пристрастиям - музыкант, знаток и ценитель живописи, обладатель одного из лучших собраний работ курганских художников.

- Я глубоко уважаю профессионализм и долго не мог примириться с собой, потому что разбрасываюсь. К работе отношусь как штангист к штанге: процесс тяжелый, но вес надо взять. А если после этого не подвесишь на гриф пару блинов, тебя обойдут конкуренты. Любит ли штангист штангу? Сложный вопрос. Но без нее он не штангист...

Фотография для Трущенкова - способ отдыха. В кругах профессиональных фотографов он человек новый, но уже известный: дипломант первого открытого фотофестиваля "Екатеринбург-2001", второго международного фотосалона "Сибирь-2002". Говорит, что фотографировал всю сознательную жизнь, а фотографом стал за полгода, когда готовил первую выставку - хорошее творческое погоняло.

Предложение сделать выставку оказалось в какой-то степени провокацией, на которую Трущенков и попался. Впрягся в работу. Пропахал Курган улицу за улицей, окрестности, снимал в командировках, скупил все доступные издания по фотографии. Возникла проблема: цифровое фото на экране монитора подсвечивалось изнутри, дышало, а при печати изображение уплощалось, блекло, меняя оттенки иногда радикально.

- Фотоаппарат - такой же инструмент, как кисть для художника. Им надо владеть, знать особенности и возможности. Печать - тоже этап специфический и не менее творческий. Я долго бился над передачей перспективы, соотношением резкости переднего и заднего плана. Думаю, сегодня кое-чему научился. А к первой выставке подошел с троечным по печати результатом...

Несмотря на рефлексию дебютанта, вернисаж оценили. Он же делал выводы. Главный: "В искусстве не важно Что, важно Как".

Выстроенные в определенной последовательности работы задают уровень философии, мировоззрения. Тайного смысла исполнены знаки, созданные природой и человеком. Запорошенный снегом старый мостик складывается в каббалистический символ (серии "Знаки", "Отражения"). Многомерность пространства открывается в почти эшеровской геометрии лестниц и перекрытий (серия "Объекты"). Природа - тоже дело ракурса. Полуоблетевший одуванчик оборачивается то неизвестным насекомым, то чьей-то лысиной. Лепесток лилии по фактуре подобен человеческой коже: "Цветы удивительно эротичны. Все эти пестики, тычинки, плодоножки. Вы наблюдали когда-нибудь в крупном формате, как шмель собирает нектар? Это акт...".

- Когда фотографируешь много, начинаешь на окружающее смотреть, мысленно кадрируя действительность. В определенной степени фотография - способ познания и самопознания. В творчестве нет ничего мистического. Это работа и еще раз работа: то в радость и в удовольствие, то в преодоление тупика, усталости или просто дурного настроения. Хорошо, когда появляется кураж, тогда все получается быстро и легко. Но в творческое состояние себя можно вгонять. Если долго гонять двигатель на стартере, он рано или поздно заведется.

Курган

Новости партнеров

Реклама