В начале года аналитики прочили бум на рынке лизинговых услуг. Оптимистичные прогнозы основывались на разрешении противоречий в законодательстве о лизинге и отмене лицензирования этого вида деятельности. Кроме того, эксперты рассчитывали на рост спроса со стороны промышленных предприятий в связи с необходимостью обновления их основных фондов и общим улучшением экономической конъюнктуры. Частично прогнозы можно считать оправдавшимися: в Уральском регионе выросли и число лизинговых компаний, и объем сделок. Но до ажиотажа очень далеко. При всех плюсах схем лизинга (финансовой аренды) не решена главная проблема - в России нет длинных денег.
Либеральная Россия
Весь 2001 год участники рынка лизинговых услуг внимательно следили за работой Государственной думы над законами, от которых напрямую зависела судьба лизинга. Поскольку его схема так или иначе предполагает снижение налогооблагаемой базы лизингополучателя и как следствие - снижение поступлений в бюджет, противников изменений было достаточно. Однако в итоге поправки были одобрены, и российские участники рынка получили весьма тепличные условия ведения бизнеса. "Налоговый климат стал намного благоприятнее, чем в США или Европе, там лизингополучатель и лизинговая компания даже мечтать не могут о таком режиме", - свидетельствуют профессиональные участники рынка.
В главе 25 Налогового кодекса, например, впервые детально прописан механизм отнесения всех лизинговых платежей на затраты, что позволяет предприятиям снизить базу налога на прибыль. Налоговый кодекс узаконил и условия ускоренной амортизации. В этом случае предприятие, которое приобретает оборудование через лизинг, имеет возможность экономить на налоге на имущество. Кроме того, внесены изменения в закон о лизинге, многие положения которого противоречили Гражданскому кодексу РФ и ставили в двусмысленное положение всех участников сделки. Наконец, отменено лицензирование лизинговой деятельности: оказывать эти услуги теперь может любое юридическое лицо, особого контроля за лизинговыми компаниями нет.
При всех плюсах такой либерализация есть один существенный минус: получить достоверную информацию о состоянии рынка лизинга достаточно сложно, она просто никуда не стекается.
Группа Международной финансовой корпорации (МФК), занимающаяся развитием лизинга в Уральском регионе, провела собственное исследование рынка в Свердловской, Пермской и Челябинской областях. По ее данным, на эти три субъекта федерации приходится 48 компаний: 23 расположены в Екатеринбурге, 13 - в Перми, 12 - в Челябинске. Руководитель группы Елена Маркова выделяет четыре типа компаний, представленных в регионе: филиалы или представительства международных финансовых организаций; компании, созданные при региональных банках; самостоятельные лизинговые фирмы, которые пользуются ресурсами учредителей и кредитами региональных банков; компании, созданные при производителях оборудования.
По словам Елены Марковой, изменения в законодательстве отразились на количественных характеристиках рынка.
- Число компаний в регионе увеличилось. Причем за счет не только появления новых, но и расширения деятельности наиболее активных участников рынка. В этом году в Екатеринбурге открыли представительства компания КМБ-лизинг (структура КМБ-банка), Югорская лизинговая компания (Ханты-Мансийский автономный округ), Агентство по инвестициям и лизингу (Ижевск). Это говорит о том, что лизинговые компании заинтересованы в расширении рынков, и одной из причин мы считаем как раз улучшение законодательства.
Этот фактор отразился и на объеме сделок по лизинговым схемам. Это отмечают все менеджеры лизинговых компаний.
- Динамика положительная и по количеству договоров, и по объему сделок. Мы ожидаем, что 2002 год на 25 - 40% по объемам будет интересней, чем 2001-й, - говорит региональный директор компании "Delta leasing" по Уральскому региону Вадим Константинов.
Помимо законодательства на рост объемов влияют и субъективные факторы, в частности повышение уровня информированности менеджмента предприятий.
- Еще год-два назад я убеждал руководителей в эффективности лизинга, а сегодня они сами идут ко мне, - рассказывает генеральный директор ЗАО "Промышленный лизинг" (Екатеринбург) Станислав Захаров. - Люди стали грамотнее, многие изучали лизинг на курсах и семинарах, в том числе за рубежом. Больше половины наших нынешних клиентов - постоянные партнеры, которые на деле почувствовали преимущества этой схемы.
- Все лизинговые компании в нашем регионе тратят массу времени на работу с потенциальными клиентами, - продолжает Елена Маркова. И обрисовывает перспективу: "А вот некоторые московские компании вообще уже перестали заниматься пропагандой лизинга".
Мифы и реальность
Сами лизинговые компании тоже многому научились. Например, отладили технологии оформления лизинга, что привело к реальному сокращению сроков оформления сделки. Сегодня калькуляцию можно быстро сделать на сайтах некоторых фирм. Это позволяет лизингу конкурировать с основным противником - банковским кредитом. Именно сроки оформления договора служат одним из аргументов принятия клиентами решения в пользу лизинга.
Другой стимул - возможность рассрочки платежа, которую дает лизинг по сравнению с банковским кредитом. Сроки лизингового договора, безусловно, разные, но при желании можно найти компанию, которая заключает договор на 2,5 - 3 года. Безусловно, лизинг выгоден тем, у кого проблемы с залогом: в этом случае в качестве обеспечения выступает само приобретаемое оборудование, что облегчает предпринимателям доступ к новым технологиям.
А вот дешевизна лизинга по сравнению с кредитом на поверку зачастую оказывается мифом. В абсолютных показателях лизинг всегда дороже кредита: во-первых, выше сама ставка за пользование оборудованием, во-вторых, в стоимость платежей входит оплата услуг лизинговой компании (обычно 1- 3%). Но в конкретных ситуациях лизинг нередко оказывается выгоднее других финансовых инструментов.
- Здесь надо считать, - говорит Вадим Константинов. - Если лизингополучатель является плательщиком налога на прибыль и НДС, то лизинг выгоднее кредита за счет применения ускоренной амортизации и снижения налогооблагаемой базы. При лизинге в затраты идут и проценты, и основные платежи, тогда как при стандартном договоре с банком на себестоимость можно отнести только проценты. В этом случае чистые денежные оттоки будут меньше. Если же лизингополучатель платит единый налог на вмененный доход или находится на упрощенной схеме, чистые денежные оттоки по лизингу окажутся больше.
Похоже, лучше всего считать пока получается у малого и среднего бизнеса. Именно эта категория составляет основу клиентуры лизинговых компаний региона. Особенно, по словам Станислава Захарова, выделяются полиграфисты: "Это очень динамичный сектор, и чтобы выдерживать конкуренцию, предприниматели вынуждены постоянно обновлять оборудование, покупать более скоростную, более качественную технику".
Неплохо выглядит динамика развития автолизинга. В Екатеринбурге в этой сфере наиболее активен Уралтрансбанк. Начальник отдела краткосрочного кредитования Андрей Истомин отмечает, что увеличение объемов сделок помимо общеэкономических факторов во многом связано с заинтересованностью автосалонов, торгующих импортными автомобилями.
- Я думаю, к этому варианту придут все автосалоны в регионе, как это уже практикуется в Москве. Малому бизнесу, а именно он является основным клиентом в таких сделках, выгодно приобретать автомобили в рассрочку, при этом экономить на налоговой базе. Автосалоны видят, что это приводит к увеличению объема продаж, и уже сами обращаются к нам с предложениями, сами рекламируют этот механизм.
В некоторых регионах местные власти весьма эффективно используют лизинг для поддержки малого бизнеса. Так, ижевское Агентство по инвестициям и лизингу совместно с правительством республики в конце сентября провело уже третий конкурс инвестиционных проектов для малого бизнеса. Средства для отобранных проектов выделяет бюджет Удмуртии и Сберегательный банк РФ. Малый бизнес привлекает в этой схеме реальная отсрочка платежа: в течение первых двух лет победители конкурса должны выплачивать только сумму основного долга. Проценты по кредиту Сбербанку в этот период за них платит агентство. Оно получает эти деньги из бюджета развития правительства на три года под 1/10 действующей ставки рефинансирования Центрального банка. Лизингополучатель компенсирует агентству эти затраты только в последний год действия договора. По данным директора Агентства по инвестициям Александра Солодянкина, бюджет конкурса составляет 48,1 млн рублей. Всего в рамках первых двух инвестиционных конкурсов среди предприятий и организаций малого бизнеса распределено 51,9 млн рублей, а общий объем кредитных ресурсов Сберегательного банка на эту программу запланирован в размере 100 млн рублей.
Короткий рубль
Крупный бизнес использует в своей практике лизинг реже. Основная причина - отсутствие в России "длинных" денег. Да, лизинговые компании декларируют сроки договора в два-три года, но реально требуют проплатить большую часть аренды в первый год действия договора. Дело в том, что длинные кредиты в экономике в принципе отсутствуют. Между тем крупным предприятиям, как правило, необходимо оборудование новое, сложное, иногда штучного производства западных концернов. Часто даже на его изготовление требуется больше года. Понятно, что эффективный срок аренды должен составлять минимум года три. Региональным лизинговым компаниям найти деньги в местных банках (а именно они выступают обычно кредиторами) на такие сроки сложно.
Единственный выход в этой ситуации - международное финансирование. Но воспользоваться им могут только региональные банки, имеющие крупные и долгосрочные кредитные линии в западных учреждениях. Западный банк кредитует местный, тот в свою очередь финансирует сделку лизинговой компании, ее клиент получает оборудование по договору лизинга и имеет налоговые льготы. В Уральском регионе практикует использование лизинга при финансировании крупных проектов Уралтрансбанк, имеющий кредитные линии в немецких банках под гарантии страхового общества " Гермес". Есть такие возможности и у " Delta leasing": в этом году ЕБРР предоставил компании кредит на 10 млн долларов. Правда, максимальная сумма риска составляет в "Delta leasing" 500 тысяч долларов, что для больших инвестиционных проектов явно не достаточно.
Большая же часть мелких и средних лизинговых фирм получает среднесрочное финансирование в региональных банках и не может удовлетворить потребности промышленного сектора в этом виде услуг. Таким образом, отсутствие долгосрочных ресурсов тормозит развитие лизинга на Урале. Остается надеяться, что это последнее препятствие.