Кто формирует основу экономики Урала

Тема недели
Москва, 14.10.2002
«Эксперт Урал» №38 (73)

Самые крупные компании региона

По объему реализации

НК Лукойл
НК Юкос
НК Сургутнефтегаз
НК Сибнефть
НК Славнефть
Тюменская нефтяная компания
НК Сиданко
ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания
НК Башнефть








По объему прибыли

НК Юкос
НК Лукойл
НК Сургутнефтегаз
НК Сибнефть
НК Башнефть
ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
НК Славнефть
Башнефтехим
ООО СП "Ватойл"
Тюменская нефтяная компания








По темпам роста

АООТ "Ревдинский метизно-металлургический завод"
ОАО "Уральский трубный завод"
ЗАО "Пивоварни Ивана Таранова"
ООО "Медногорский медно-серный комбинат"
ЗАО "Нижнесергинский металлургический завод"
Дочернее ГУП "Торфопредприятие "Сива"
ОАО "Негуснефть"
ЗАО "Карабашмедь"
ОАО "Заводоуковский машиностроительный завод"
ОАО "Уфимский мясоконсервный комбинат"








Промышленность - основа экономики Урала. Именно под промышленность, под интенсивно развивавшийся военно-промышленный комплекс, нефтегазовый сектор с 30-х годов прошлого века целенаправленно закладывалась инфраструктура, строились дороги, создавались и заселялись города. И в обозримой перспективе, хотим мы того или не хотим, развитие региона будут определять крупные промышленные компании, их стратегии и решения.

Кто они, эти компании? Как их поведение влияет на состояние экономики региона? Для ответа на эти вопросы аналитический центр "Эксперт-Урал" подготовил рейтинг 200 крупнейших промышленных компаний Урала.

Прежние лидеры сдают позиции

Первое, что бросается в глаза, - восемь мест в первой десятке занимают крупнейшие интегрированные нефтяные компании. Положение этой группы компаний за год практически не изменилось. Некоторое снижение выручки НК Юкос, НК Сургутнефтегаз и сильное - Славнефти компенсировано 50-процентным ростом реализации Сибнефти и ТНК, связанным с увеличением добычи и приобретением новых мощностей (ОНАКО). В целом выручка предприятий нефтяной и газовой промышленности, вошедших в рейтинг, увеличилась незначительно - всего на 2%. Основная причина хорошо известна - падение цен на нефть на мировом рынке во втором полугодии прошлого года.

Не удалось догнать инфляцию по темпам и трем другим отраслям сырьевой направленности - химической и нефтехимической, а также цветной и черной металлургии, на которые приходится 20% совокупной выручки компаний, участвующих в рейтинге.

По металлургам продолжала бить плохая конъюнктура. В результате такие флагманы, как Магнитка и СУАЛ, показали рост менее 5%, а Уралэлектромедь, НОСТА и Челябинский электролитный цинковый и вовсе сократили реализацию. Впрочем, и здесь на фоне общей вялой картины резко выделились компании, сумевшие за счет грамотного менеджмента и правильно избранной стратегии показать впечатляющие результаты. Прежде всего это ВСМПО, увеличившее реализацию на фоне общего сильного сокращения рынка титановой продукции на 59% (при этом принадлежащий ВСМПО березниковский комбинат Ависма увеличил выручку на 28%). Близкие результаты показали Синарский трубный, Челябинский трубопрокатный и Серовский металлургический заводы.

В химической и нефтехимической промышленности наибольший вклад в прирост дали предприятия Сибирско-Уральской нефтегазохимической компании. Этот бурный рост, как известно, завершился распадом группы. Помимо Сибура, лидерами по темпам прироста выручки стали нефтехимические предприятия Башкирии, за исключением Башнефтехима. Несколько худшие результаты показали предприятия химпрома Пермской области.

Новое дыхание ВПК

Из числа других отраслей, совокупная реализация которых составляет свыше 1% от общей выручки предприятий рейтинга, наивысшие темпы роста продемонстрировали электроэнергетика, машиностроение и пищевая промышленность.

Если рост в электроэнергетике стал естественным следствием роста спроса на энергоресурсы со стороны растущего производства, то в машиностроении ключевым фактором послужило увеличение объемов выпуска в оборонной промышленности. За счет военных заказов три предприятия отрасли - Уралвагонзавод, Уральский оптико-механический завод и Кумертауское авиационное производственное предприятие - показали двукратный прирост реализации, Пермская научно-производственная приборостроительная компания увеличила реализацию на 80%, Уфимские моторостроительное и агрегатное производственные объединения - на 50%. Толкали оборонку вверх прежде всего экспортные заказы на военную авиацию (подробнее об этом см. обзор состояния оборонной отрасли Урала "Лучший метод оборонки", "Э-У" 29-30 от 19.08.02).

Очень хорошие результаты показали предприятия нефтяного машиностроения (тюменский Нефтемаш, башкирская "Озна", курганский "Икар"). Из 39 предприятий отрасли в 2001 году лишь 3(!) сократили реализацию. Правда, ижевский "Купол" в числе этих трех снизил выручку более чем в три раза, с 10,6 до 2,8 млрд руб., существенно ухудшив итоговые показатели машиностроительного комплекса в целом. Прирост выпуска по 39 предприятиям машиностроения и металлообработки, вошедшим в рейтинг, составил 21%, а доля отрасли увеличилась с 3 до 4%. Пока это скромный результат, но структурные сдвиги, как известно, быстро не происходят.

Другой лидер - пищевая промышленность - подобных чудес не демонстрировал. Здесь реализация компаний росла меньшими, зато гораздо более устойчивыми темпами. Примерно сопоставимый с инфляцией рост демонстрировали "Калина", Екатеринбургский мясокомбинат и Екатеринбургский хлебокомбинат, фирма " Конфи", пивная компания " Патра". Впрочем, как раз пивовары удивили: челябинская пивоваренная компания "Золотой Урал" увеличила продажи на 40%, а оренбургское ЗАО "Пивоварни Ивана Таранова"- почти втрое.

Маленькие, но быстрые

Конечно, маленькими назвать предприятия с выручкой в полмиллиарда или миллиард рублей можно лишь в сравнении с нефтяными и металлургическими гигантами. На самом деле такие предприятия, как Салаватстекло, Сухоложскцемент, "Свет", Сургутмебель, достаточно крупны по всем меркам. Но самое примечательное - это темпы роста, которыми они увеличивают продажи. Их пример наглядно демонстрирует: чтобы попасть в число крупнейших компаний, совсем не обязательно качать нефть из скважины или поставлять танки на экспорт. Потенциал внутреннего рынка сейчас таков, что те компании, которые сумели вовремя сориентироваться и угадать с направлением инвестиций, через несколько лет вполне смогут войти в число лидеров уральской промышленности.

Региональная структура рейтинга

Легко догадаться, что львиная доля реализации в региональном разрезе приходится на Тюменскую область, точнее, на семь интегрированных компаний. На втором месте по доле в общем объеме реализации - Свердловская область. Она лидирует по числу компаний-участников рейтинга - их 50. Впрочем, и здесь "погоду" делают компании, интересы и деятельность которых простираются далеко за пределы области (Сибирско-Уральская алюминиевая компания, Уралэлектромедь, Верхнесалдинское металлургическое ПО, концерн " Калина").

Следом за Свердловской областью следуют Башкирия и Челябинская область - 8 и 7% в совокупной реализации компаний рейтинга соответственно. В первом случае за счет развитой нефтяной и нефтехимической промышленности, во втором - за счет металлургии и машиностроения. Существенно меньшая доля приходится на Пермскую область и Удмуртию, доля Оренбурга и Кургана составляет 1% и менее.

Нужно учитывать, впрочем, что огромная выручка компаний Тюменской области обеспечивается также производящими мощностями, расположенными на других территориях. Так, крупнейшие структурные подразделения лидеров рейтинга, отнесенных к Тюменской области, находятся также на других территориях. В частности, совокупная выручка трех крупнейших подразделений Лукойла на территории Пермской области ( ЗАО "Лукойл-Пермь", ООО "Лукойл-Пермнефть"и ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез") составляет примерно две трети выручки ООО "Лукойл-Западная Сибирь", основного добывающего подразделения компании. Похожая ситуация с Тюменской нефтяной компанией, купившей контрольный пакет Оренбургской нефтяной компании. Что касается Сиданко, то ее в соответствии с нашей методикой вообще следовало бы прописать на территории Удмуртии (выручка находящегося на территории ХМАО Варьеганнефтегаза, контролируемого Сиданко, почти в два раза меньше выручки Удмуртнефти). Единственная причина, по которой это сделано не было, заключается в возвращении Сиданко (правда, уже в текущем году) контроля над еще более крупной ТНК-Нижневартовск (бывшей Черногорнефть).

Прибыль: зачем работаем?

Выручка и ее динамика - вещь, конечно, важная, во многом определяющая развитие компании. Но если при огромной выручке компания убыточна, это может быстро поставить ее на колени, оттолкнув кредиторов и инвесторов. Не говоря уже о сокращении потенциала для самоинвестирования, необходимого в условиях недостатка заемных инвестиционных ресурсов и т.д.

Почти 90% сальдированной с убытками чистой прибыли компаний приходится на нефтяную и газовую промышленность. И это при том, что доля нефтегазовых компаний в совокупной выручке компаний рейтинга "лишь" 69%. На наш взгляд, это объясняется не только высокой рентабельностью в отрасли, вызванной благоприятной конъюнктурой мировых цен, но и тем, что большинство нефтяных компаний вышло на фондовый рынок, что само по себе стимулирует предприятия не скрывать в отчетности хорошие финансовые результаты.

36 компаний из 200 участвующих в рейтинге показали убытки. В основном это машиностроительные и металлургические компании. Как минимум десять из числа формально убыточных (скорее всего, и больше) реально прибыльны, просто прибыль "откачивается" на дочерние структуры. Любому здравомыслящему человеку понятно: крупнейшие экспортеры, предприятия пищевой промышленности или ломопереработки вряд ли работают себе в убыток.

Другие, вероятнее всего, также перераспределяют определенную долю прибыли на аффилированные структуры, но оставляют существенную часть и на головном предприятии.

Впрочем, есть и реальные убытки. Так, обвальное падение цен на никель и кобальт привело к убыткам комбинат Уфалейникель, акционерные конфликты вызвали тот же результат на Турбомоторном заводе, НОСТА. БАЭС, по всей вероятности, планово убыточна. А Pepsi International проводит политику завоевания рынка и не заботится о прибылях.

Безусловный интерес представляют компании, показавшие прибыль. Характерно, что в первой двадцатке по рентабельности лишь 50% составляют нефтяные компании. Вызвано это прежде всего успехами предприятий ВПК, которые либо еще не научились "прятать" свалившуюся как снег на голову прибыль, либо не слишком в этом заинтересованы, имея в качестве собственника государство. Абсолютный лидер по данному показателю - ижевский "Купол", который, несмотря на трехкратное падение продаж, показал норму прибыли (чистая прибыль, отнесенная к выручке) в 46%. Кроме него отличились ФГУП УОМЗ (норма прибыли 31%) и ОАО "УМПО" (24%).

Вместо прогноза . Мы планируем обновлять рейтинг ежегодно, и нет никаких сомнений, что только за счет интенсивных процессов консолидации в промышленности в ближайшие годы из рейтинга исчезнут в качестве самостоятельных участников несколько десятков компаний. Вместо них останутся крупные интегрированные компании, которые выйдут в верхние строчки рейтинга: Уральская горно-металлургическая компания, Металлургический холдинг, ВСМПО-Ависма, объединение заводов на базе челябинского Мечела, Трубная металлургическая компания. По мере реструктуризации РАО ЕЭС России, на базе нынешних АО-энерго возникнут новые компании в электроэнергетике.

Методика

Принципиальное отличие нашего рейтинга от публикуемых в региональной прессе по тем или иным финансовым показателям - в консолидации показателей компаний и исключении из рассмотрения большого числа "дочек", "внучек" и других аффилированных с крупными холдингами структур.

Рейтинг составлен по двум показателям - выручке и чистой прибыли. В рейтинг попали крупнейшие промышленные компании Уральского региона (Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Пермская, Курганская области, республики Удмуртия, Башкортостан, а также Тюменская область вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округами).

Источниками информации для составления рейтинга послужили данные компаний, данные официальной статистики, а также данные рейтингового агентства "Эксперт РА" (Москва). В случаях расхождения данных из различных источников предпочтение отдавалось данным, полученным от компаний.

При составлении рейтинга соблюдены следующие условия. По компаниям-холдингам, предоставляющим консолидированную отчетность, приведены консолидированные показатели. При этом компании, имеющие производственные мощности за пределами Урала, включены в рейтинг в случае, если не менее половины производства приходится на структурные подразделения на территории Урала.

Компании, объединенные отношениями собственности, но не предоставляющие консолидированной отчетности, приведены в рейтинге по отдельности. Единственное исключение - холдинги, сформированные на основе горизонтальной интеграции промышленных компаний. Связано это с тем, что прямое суммирование выручки компаний, производящих одну и ту же продукцию различных переделов, ведет к искусственному завышению совокупной реализации. Простой пример. Возьмем три компании, входящие в один холдинг и производящие соответственно медный концентрат, черновую и рафинированную медь. Первая продает весь произведенный концентрат второй, вторая произведенную из него черновую медь третьей, она в свою очередь продает конечный продукт - рафинированную медь. В случае консолидации выручка холдинга будет сопоставима не с суммарной выручкой трех предприятий, а с реализацией последней компании, вырастет лишь создаваемая ею добавленная стоимость (прибыль). На практике же из-за несбалансированности мощностей на разных переделах в рамках холдингов в основном встречаются смешанные ситуации, когда часть продукции является передельной, а часть реализуется на сторону.

Описанный подход создает ряд узких мест, обойти которые в полной мере невозможно. Во-первых, в рейтинг оказались включены компании, которые сложно назвать уральскими: Лукойл, Юкос и т.п. В то же время основные мощности этих компаний находятся на территории Урала, а значит, игнорировать их также нельзя. Если взять тот же Лукойл, то на его тюменские (Лукойл-Западная Сибирь) и пермские (Лукойл-Пермь и др.) подразделения приходится около 60% добычи нефти и около четверти от общих объемов переработки. Резонный вопрос: почему тогда в рейтинг не включен Газпром, 80% запасов которого, как известно, находится на территории Западной Сибири? Здесь мы исходили из того, что Газпром включает в себя помимо добывающих мощностей также крупнейшую в мире газотранспортную сеть, распределенную по всей территории страны.

Отметим также, что в рейтинге фигурируют дочерние и аффилированные компании холдингов, имеющих прописку за пределами Урала: Камского, Волжского автозаводов, Объединенной металлургической компании, Энергомашкорпорации, РАО ЕЭС России, Росэнергоатома, Московской нефтяной компании. Это вызвано тем, что их головные компании либо не предоставляют консолидированную отчетность, либо эти холдинги пока нельзя считать сформировавшимися, а значит, в процессе "утряски" активов структура собственности может легко измениться.

Крупнейшие структурные подразделения лидеров рейтинга в Уральском регионе
20 лучших компаний по уровню рентабельности
200 крупнейших компаний Уральского региона

Новости партнеров

Реклама