Живые души

Марина Романова
21 октября 2002, 00:00
  Урал

Всероссийская перепись стала отправной точкой необычной культурной акции

В Екатеринбурге всероссийская перепись началась почти на неделю раньше, чем по стране: Музей молодежи (директор Владимир Быкодоров) и художник Петр Малков решили переписать социально активных граждан посредством визитных карточек. Проект включил две выставки и конкурс.

Ох уж эти сказочники

Сколько было переписей в России? По данным госархива, около двух с половиной десятков, начиная с 1719 года. Считать подданных государство пыталось и раньше, но не всегда получалось: народ панически боялся переписей. На открытии проекта работники архивной службы разоткровенничались: оказывается, страх быть записанными и пересчитанными в россиянах существует на генетическом уровне, так как это обычно грозило новыми налогами. Правда, сегодня утверждают, что пересчитывать нас необходимо для нашей же выгоды, для составления грамотных экономических и социальных планов и прогнозов. Может, и так. Однако начиналось все весьма прозаически: сколько переписано, столько податей должен внести в казну населенный пункт. А так как налог на душу (немало для давних времен, 74 копейки в год) платили только мужчины, и то не все, то лишь они подлежали учету. Женщины и дети - не в счет, как и священники, военные, горные инженеры, если речь шла об Урале. В 1727-м, через четыре года после официального основания Екатеринбурга, таковых здесь набралось 745 человек.

Государственным архивом Свердловской области в экспозиции "Ревизские души Урала" представлены материалы по девяти переписям, начиная с XVIII века. Уникальные материалы можно не только посмотреть, но и потрогать: редкая музейная щедрость... Самые ранние переписные листы - в переплетах из телячьей кожи или тяжелых деревянных обложках, советского времени - в специальных матерчатых сумках-конвертах. Впервые экспонировались документы недавно рассекреченной переписи НКВД 1939 года. Вопросы же и в XVIII столетии, и в XXI переписчики задавали примерно одинаковые, и процедура не изменилась: по "сказкам" жителей, что те скажут, то ревизоры и запишут - "ревизские сказки".

Твоя визитка

Историческая часть проекта показала: человек сам по себе мало интересовал прежние переписи. Однако время сейчас движется в сторону индивидуализации общества. Организаторы акции уверены: первичным проявлением нашего эго является визитная карточка. По визиткам, равно как по одежке, встречают. Каков ты, такова и визитка. Или наоборот...

Срез социально активных граждан Екатеринбурга представлен в музее, с одной стороны, их собственными визитными карточками (конкурс), с другой - частными и корпоративными коллекциями визиток (выставка из 18 коллекций). Сегодня практически каждая деловая и достаточно активная личность имеет свою коллекцию визитных карточек. Многие имена плавно перетекают из одной коллекцию в другую, а "всем скопом" ярко характеризуют владельца: сферу его интересов, круг общения. Когда же из множества выуживается несколько, объединяется идеей и оказывается в экспозиции, портрет владельца коллекции приобретает дополнительные черты. Валерий Семенов, например, так и назвал представленную им подборку: "Автопортрет в графическом дизайне". Жанр "сочиненных" им визиток можно определить как "шутка дизайнера". Много повидавший искусствовед Георгий Зайцев показал обширный "Мир знакомств". Фотохудожника Ильдара Зиганшина визитка интересует прежде всего с оформительской точки зрения, ее внешнего вида. А вот коллекция под названием "Стабильность и изменчивость" претендует на отражение движения жизни. В ней запечатлены известные ныне личности в их прежних, давних и уже забытых амплуа: этакое свидетельство непостоянства нашего существования. А постоянство, помимо имен тех, кто последнее пятилетие как минимум не менял должности и места работы, отражено и в "вечных ценностях", например, визитке реально несуществующего всеобщего знакомца Шарикова.

Организаторов выставки и конкурса интересует также степень проникновения современной дизайнерской мысли в бизнес-пространство и частную жизнь граждан. Может ли визитная карточка быть произведением искусства или она лишь инструмент делового общения? Представленные визитки доказывают: сегодня главенствуют два подхода - имиджевый и функциональный. Кому-то важно выделиться, обратить на себя внимание, кому-то - лишь четко и ясно сообщить о себе самые необходимые сведения.

За века существования визитных карточек выработаны определенные графические нормы их оформления. (Кстати, за право считаться прародиной визиток "голосуют" Франция и Китай, однако первые известные сегодня печатные визитные карточки появились в Германии в 1786 году). Традиционным материалом является полуплотный белый картон с матовой поверхностью - таков европейский стандарт. Визитки мужчин могут быть больше по размеру, чем визитки женщин и тем более молодых девушек. Важно чувство меры в оформлении: визитка не должна быть перенасыщена текстом или визуальной информацией, иметь слишком яркий фон или много рисунков. Идеальной визиткой всех времен и народов дизайнер Валерий Семенов считает карточку барона Ротшильда с единственным словом на белом листе: "Ротшильд". Людям, которые ее получали, открывались любые двери. По мнению сразу нескольких "судей", среди представленных на уральской экспозиции лучше всего отражает характер своего хозяина визитная карточка одного бывшего государственного деятеля. Размером она раза в полтора превосходит обычные и в несколько раз толще. Этот человек невысокого роста и туфли носит на максимально толстой подошве...

В проекте, как в переписи, участвовать могли все. При полной серьезности затеи она не была бы воспринята так естественно, если бы не содержала приличную порцию юмора. Не случайно среди девяти номинаций конкурса были и такие: "самая развеселая", "самая скромненькая и со вкусом", "самая стильная". Редакция журнала "Эксперт-Урал" учредила собственную номинацию - "самая бизнес-информационная" и радостно вручила приз победителю - само собой, подписку на журнал.

Когда-то перепись населения носила имя того, кто ее проводил или организовывал. Например, была перепись Тюхи в XVIII веке. Перепись "Быкодорова-Малкова" от 4 октября 2002 года показала: "живых душ" в Екатеринбурге достаточно, есть кому платить духовные налоги. Живые души - живые идеи. Сам проект вызывает ощущение очень точного попадания в цель: это своеобразная социально-культурная иглотерапия, которая способствует лучшему самочувствию, активности, бодрости общества.