Баланс ответственности

-таково главное условие построения эффективного механизма управления государством, уверен президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов

- Муртаза Губайдуллович, ТЭК Башкортостана стабильно и прибыльно работает. Почему республика выставляет на продажу акции бюджетообразующих предприятий?

- Наша промышленность изначально ориентировалась на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли. Нефтеперерабатывающий комплекс республики - один из самых мощных в Европе, в год способен пропускать более 40 млн тонн углеводородного сырья. Башнефть входит в список крупнейших нефтедобывающих предприятий страны. Но сложившаяся структура экспорта нефти ставит республику в зависимость от конъюнктуры внешнего рынка. И мы вынуждены заниматься структурной перестройкой экономики. Основная цель - наращивание объемов производства высокотехнологичной продукции. На долю нефтянки сегодня приходится 21,6% продукции промышленности, доля нефтедобычи составляет 17,2%. За ними идут химическая и нефтехимическая промышленность (15,7%), машиностроение и металлообработка (13,8%), электроэнергетика (10,4%). Структурные преобразования уже привели к тому, что доля обрабатывающих отраслей в промышленности составляет 80,4%.

При подготовке указа о продаже акций Башкирской топливной компании и Башнефтехима мы руководствовались экономическими расчетами. Истощение нефтяных запасов республики, недогрузка производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов убедили меня в том, что привлечение сторонних инвестиций - самый оптимальный вариант для социально-экономического благополучия. Ничего плохого в продаже госакций я не вижу - ни для республики, ни для страны.

- Значит, новая система распределения финансовых ресурсов между центром и регионами здесь ни при чем?

- Сказать, что все гладко в финансовых отношениях региона и федерального центра, не могу. Я против укрепления вертикали власти, при котором необоснованно сужаются полномочия регионов и донельзя расширяются компетенции центра. При построении эффективного механизма управления государством важно сохранить баланс ответственности. А управление всеми вопросами огромной страны из одного центра мы уже проходили. Федеральные и республиканские органы исполнительной власти ведут сейчас совместную работу по регулированию межбюджетных отношений, которое сохранит за нами статус субъекта-донора.

- Изменилась ли ваша позиция в отношении института полпредства и округов?

- Моя позиция осталась прежней: институт полпредства, да и сами федеральные округа созданы искусственно. Образованные в округах властные структуры создают дополнительные бюрократические барьеры при решении повседневных задач. При нарезке округов не учли сложившиеся межрегиональные связи. Я, например, до сих пор не могу понять, как можно было из политических соображений оторвать Республику Башкортостан от Урала.

Сказанное не означает, что мы игнорируем созданные в федеральных округах властные структуры. Это дело федерального центра: решать, где и в каком количестве создавать территориальные органы. Лишь бы они не вмешивались в сферы ведения и полномочия субъектов РФ. А так с полпредом президента в Приволжском округе и его аппаратом у нас сложились, я считаю, нормальные, рабочие взаимоотношения.

- Заместитель генпрокурора РФ Александр Звягинцев обратился в Верховный суд с заявлением о проверке соответствия ряда положений закона "О президенте РБ" федеральному законодательству. Идет ли речь о сокращении ваших полномочий?

- Сегодня это заявление в стадии рассмотрения. Верховный суд РБ лишь частично удовлетворил требования Звягинцева. Из семи поставленных прокуратурой под сомнение положений признано нелегитимным лишь одно. На мой взгляд, не столь важное: право Государственного собрания РБ на принятие решения об отрешении от должности президента РБ. Тем самым подтверждено, что таким правом обладает исключительно президент РФ.

- Работа над проектом новой редакции Конституции РБ практически завершена. Означает ли это, что президент Рахимов под натиском Кремля отказывается от суверенитета республики?

- Конституционная реформа не может означать коренной ломки существующей правовой основы республики. Но она учтет нововведения в федеральном законодательстве. Будет создан надежный фундамент для дальнейшего развития Башкортостана как демократического правового государства, равноправного субъекта в составе федеративной России. Специально подчеркиваю - сохранится все позитивное и подтвержденное практикой государственно-правового строительства, наработанное за прошедшие со дня подписания Башкортостаном декларации о государственном суверенитете 12 лет.

Несмотря на внесенные в 2000 году изменения в Конституцию РБ, попытки со стороны ряда федеральных структур поставить под сомнение законность ее ключевых положений не прекратились. Зачастую противоречивыми решениями Конституционного суда и Верховного суда РФ переоцениваются еще недавно казавшиеся незыблемыми основы конституционного законодательства России, на которых базируется и наш основной закон. Поэтому и возникла идея прекратить корректировать Конституцию, а подготовить новую ее редакцию. Новая Конституция снимет противоречия с федеральным центром. Она будет способствовать оптимизации властных полномочий между органами госвласти республики, и прежде всего за счет расширения полномочий республиканского парламента.

- Башкирия готовится стать парламентской республикой?

- Институт президентства важен в переходный, "революционный" период. Этот период в стране уже закончился. А раз так, то сама модель государственно-правового устройства республики не столь важна. Ничего плохого не вижу в парламентской республике с сильной исполнительной властью и ответственным правительством. И если понадобится, Башкортостан готов к переходу на коллегиальную форму принятия решений.

- Что означает "если понадобится"? Самодостаточный президент готов добровольно разделить с кем-либо свои полномочия? Может, это зондирование настроений электората и ваших потенциальных соперников на президентских выборах 2003 года?

- Кто такой Рахимов и что он успел сделать для своей республики, знают все. Если я плохой руководитель, народ на выборах голосованием даст оценку моей деятельности. Пока Башкортостан остается президентской республикой. Что касается парламентской республики, мы должны быть благодарны некоторым федеральным юристам, которые "кавалерийской атакой" на Конституцию РБ заставили нас внимательно посмотреть на возможность перехода к другой форме политического устройства.