Правовые ямы для малого бизнеса

Игорь Степанов
28 октября 2002, 00:00
  Урал

Малые предприятия в этом году получили законодательный подарок в виде двух новых статей в Налоговом кодексе: "О едином налоге на вмененный доход" и "Об упрощенной системе налогообложения" (ранее действовали два отельных федеральных закона, на основе которых региональные власти принимали свои нормативные акты). Сейчас тем регионам, которые решат ввести у себя эти схемы налогообложения, нужно разработать новые региональные законы. Причем чтобы они вступили в силу с 1 января 2003 года, сделать это нужно до 1 ноября. Однако во многих областях Урала к разработке документов власти еще и не приступали. В среде предпринимателей назревают панические настроения: если власти не успеют, с 1 января бизнес будет вынужден перейти на обычную систему уплаты налогов, лишившись льгот.

"Э-У" неоднократно отмечал: общие принципы и подходы к схемам налогообложения малого бизнеса, изложенные в Налоговом кодексе, принципиально не изменились. Законодатели внесли лишь корректировки в методику расчета налогооблагаемой базы малых предприятий. А вот полномочия субъектов федерации в разработке своих собственных документов значительно сузились. Так, если раньше субъект федерации имел право самостоятельно устанавливать виды деятельности, под которые на его территории платят единый налог (в рамках перечня, установленного федеральным законом), то сейчас эти виды деятельности определил федеральный законодатель. И это многим не нравится. Например, челябинские депутаты недовольны тем, что из списка исключены стационарные и передвижные АЗС. Заместитель председателя законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман считает, что это выгодно прежде всего вертикально интегрированным нефтяным компаниям, располагающим сетями АЗС: "Не секрет, что налоговый учет заправок слаб, поэтому налогов они платят мало. В Челябинской области их только стали более-менее учитывать, включив в число плательщиков единого налога, платежи пошли. И вот сюрприз. Понятно, что платить опять ничего не будут".

Руку московского лобби в Челябинске видят и в другом положении закона: на единый налог переходят предприятия общепита и магазины в общей площадью не более 70 кв. метров. Понятно, что этим из системы единого налога исключаются крупные супермаркеты. По мнению руководителя челябинской консалтинговой компании "Советник" Александра Подопригоры, ограничение пролоббировали владельцы крупных торговых сетей, которые нацелены на экспансию в регионы и за счет лишения льгот местных супермаркетов просто убирают конкурентов.

Однако наиболее серьезной проблемой для разработчиков и, как следствие, предпринимателей области может оказаться расчет налогооблагаемой базы предприятий. Для этих целей помимо базовой доходности применяются специальные коэффициенты. В действующем челябинском законе предусматривается пять коэффициентов, которые учитывают сезонность работ, место расположения предприятия, вид товаров и ряд других параметров. Федеральный закон предусматривает только три коэффициента. Первый рассчитывается как отношение кадастровой стоимости земли в определенном месте к величине максимальной кадастровой стоимости земли для данного вида деятельности. Второй должен учитывать всю оставшуюся совокупность особенностей ведения бизнеса: чем торгуешь, сколько точек, в какое время работаешь и т.д. Третий - коэффициент индекса потребительских цен, который устанавливает зависимость величины налоговых платежей от инфляции. При этом далеко не во всех регионах кадастровая стоимость земель определена. К их числу как раз и относится Челябинская область: облкомзем обещает представить расчеты не раньше конца декабря, тогда как проект закона надо писать уже сейчас. Мало того, сам предприниматель не сможет представить полный расчет по налогу, даже если изменения в областной закон успеют внести до 1 ноября.

По мнению Семена Мительмана, с кадастровой стоимостью земли, точнее, ее отсутствием, есть риск угодить в "правовую яму": старый закон области действовать перестанет, так как не будет соответствовать федеральному, а новый действовать не сможет, так как отсутствует возможность рассчитать один из коэффициентов. По его мнению, было бы проще, если бы федеральный закон предусматривал вступление в силу соответствующих региональных законов не с 1 января 2003 года, а с момента введения в субъектах федерации кадастровой оценки стоимости земель. Как выйти из двусмысленного положения? В Челябинске решили сделать так: предприниматель пойдет в областную Кадастровую палату за справкой о кадастровой стоимости своей земли и затем представит расчет налоговому инспектору по итогам квартала. С учетом того, что первые платежи по единому налогу ожидаются в апреле, небольшой запас времени еще есть. Понятно, что заранее просчитать экономические результаты своей деятельности при таком раскладе предприниматель не сможет. Не очень довольны в области и вторым коэффициентом, учитывающим специфику бизнеса. Раньше у регионов было гораздо больше свободы. Логичнее было бы предоставить здесь более широкие полномочия региональным законодателям: на местах виднее, где, кто и сколько может реально платить.

По мнению челябинских депутатов, причины возникновения правовых ям в самом подходе государства к малому бизнесу, которое рассматривает этот сектор как прямой источник доходов.

- Малый бизнес не должен формировать налоговую базу, - считает Семен Мительман. - Там должны создаваться рабочие места и формироваться потребительский спрос. Потребительский спрос - единственный механизм запуска развития общества. Чем чаще вы будете приходить в магазины, чем больше покупать, тем больше будет производиться товаров, больше будут востребованы оборудование, металл и т.д. Налоговую же базу должны создавать средние и крупные предприятия. Но пока в отношении малого бизнеса доминирует другой подход - увеличить налоги: пусть кто-то сдохнет, зато остальные будут платить много.

Челябинск