Бьющаяся идея

Марина Романова
4 ноября 2002, 00:00
  Урал

Сысертский вариант производства художественного фарфора: от массовки к эксклюзиву - и массовке на новом уровне

На Сысертском фарфоровом заводе занялись ни много ни мало, а возрождением традиций русского фарфора. Его особенностью всегда была художественная роспись. Если формы и дизайн россияне привычно заимствовали у Европы, то мастера-художники и темы картин были свои, отечественные. На сысертском фарфоровом создана портретная галерея героев нового времени.

Заказать Путина

С этим Путиным можно делать что угодно. Любоваться часами. Отвернуть лицом к стене, рассердившись на реформу ЖКХ. Можно разбить в ходе семейных разборок, но красивее всего, конечно, подарить. Сегодня модно дарить президента. Заказать Путина на блюде, стакане, вазе, а также заказать весь кремлевский бомонд или милых сердцу олигархов может в принципе каждый, у кого средства найдутся. Заказчики уже есть. Не только ведь из уважения к персонажам в Сысерти нарисовали местных уральских олигархов Вексельберга и Павлова, калининградского губернатора и, само собой, президента Российской Федерации. Так здесь отреагировали на проявившуюся в обществе потребность постоянно видеть своих героев. И желательно на холсте более долговечном, чем живописный. Фарфор хоть и бьется, но изображение на нем способно сохраниться в неизменном виде на века. Фарфоровые краски не смываются ни водой, ни временем.

Относиться к подобным экспериментам можно по-разному. Кто-то восхитится гибкостью предприятия, кто-то назовет такую продукцию китчем. Однако создание галереи героев - не самоцель. Это внешняя, самая заметная сторона того процесса, который начался на Сысертском фарфоровом заводе около года назад и имеет глобальную цель: здесь намерены создать современное высококачественное производство эксклюзивных фарфоровых изделий.

Семейные реликвии

Не так давно едва ли не каждая екатеринбургская семья имела чайный или кофейный сервиз сысертского производства, ну на худой вариант набор салатников. Если у вас еще цела хотя бы одна чашка, храните ее как память о прошлом. Больше подобной посуды, узнаваемой как близнецы, соединившей родственными узами все серванты Свердловской области, не будет. Проанализировав ситуацию в фарфоровом производстве страны, новое руководство предприятия четко позиционировало завод на фарфоровом рынке, найдя нишу свободную и без видимых конкурентов на ближайшие годы. Это выпуск супердорогой, элитной посуды. Ставка сделана на эксклюзив.

Идеология заявлена как возвращение к историческим корням русского фарфора. Конкретно это имеет такое выражение. Первое - посуда как семейная реликвия. Новое русское дворянство, как и прежнее, желает иметь вещи, существующие в единственном экземпляре, специально для него созданные. Например, сервиз с портретами членов семьи, видами мест, которые им дороги, и даже геральдическими знаками. Такой сервиз можно подарить любимой супруге на годовщину совместной жизни, детям на свадьбу, передать в наследство следующим поколениям.

Второе - посуда корпоративная. Уважающие себя организации хотят иметь наборы для чая или кофе с фирменной символикой. На сысертском заводе подготовили сервиз, посвященный двухсотлетию МИДа России. К разряду чиновничьих можно отнести гарнитуры "Городской мотив". Уже создан "Московский сервиз", он получил диплом на международной выставке-ярмарке "Ладья-2002". Сейчас расписывается питерский с разными видами Санкт-Петербурга, воссоздающимися по старинным гравюрам. Обсуждается заказ из Омска. Екатеринбург, наверное, также не захочет оказаться в отстающих.

Третье - подарочная посуда. В ней популярны герои не только настоящего, но и прошлого. В настоящий момент на блюде пишется портрет царицы Елизаветы. Потрет Николая II уже "ушел".

Четвертое, самая высокая ступень эксклюзивной посуды, на которую сысертский завод также намерен подняться, - "орденский сервиз". В России существовала традиция: вместе с орденом вручать набор посуды с изображением этого ордена. Сысертцы надеются на возрождение и этой традиции.

Боги посуду обжигают

Планов - громадье. А база? У директора предприятия Владислава Чарсова две любимые и хорошо ему знакомые в этой жизни вещи: фарфор и автомобили. Ситуацию с фарфором он описывает через более понятный большинству автомобильный пример. "Представим завод, на котором делают, ну, "Жигули". А руки и мозги предприятия готовы выпускать "Шкоды", в недалеком будущем - "Мерседесы". Нужно только соответствующее оборудование".

Руки и мозги сысертского фарфорового завода на сегодня самое ценное, что у него есть. Здесь трудятся около ста живописцев по фарфору с профессиональным художественным образованием (не меньше, чем на знаменитом Ломоносовском заводе). Долгие годы этих редких специалистов готовило профтехучилище в Сысерти же, сюда приезжали со всего региона. Хотя ПТУ больше не существует, кадры остались. К тому же Ломоносовский завод переживает не лучшие времена, и его живописцы готовы отправиться на Урал "на заработки". Работа специфическая, не каждому художнику по силам, точнее, по характеру. Несколько раз приходится рисовать одно и то же, после каждого обжига обновлять рисунок. Один сервиз может писаться до полугода. Сестры Дедюхины, Ирина и Людмила, сейчас корпят над портретами Елизаветы Романовой и Владимира Путина. И если президент скоро будет готов, то над царицей придется потрудиться еще не один день: ее шикарное платье и жемчуга требуют тщательной прорисовки.

"Бог и царь" сысертского фарфорового - заслуженный художник России Николай Малышев. Форма изделий и прошлых лет, и нынешних - его рук дело. Именно рук, продукция здесь исключительно hand maid.

Вот только как бы ни был великолепен рисунок, грош ему цена, если чашка быстро расколется. О качестве сысертского фарфора прежде особо лестных слов не звучало. Оборудование на предприятии устаревшее, изношенное. По словам директора, оно подлежит замене на современное высокотехнологичное. Подготовлена площадка для установки немецкой печи последнего поколения, которая позволит применять высококачественное импортное сырье. Посудную массу, краски, многое из необходимого для производства уже сегодня завод получает из Германии. Владислав Чарсов: "В фарфоре, как автомобилестроении, круче немцев никого нет". Это уже будет оборудование для "Мерседесов".

Прикупи себе немного "чарсова"

Новая продукция потребовала и нового брэнда. На заводе одновременно раскручиваются два имени. "Сысертский фарфоровый завод" представляет то, в чем он был и остается монополистом - производство иконостасов. До революции в России существовало 17 фарфоровых иконостасов, впоследствии уничтоженных. Их выпуск возобновился во время восстановления храмов в Верхотурье (заново были продуманы принципы моделирования, рассчитан состав массы). Сейчас эта продукция очень востребована. Иконостасов от сысертского фарфорового ждут в Екатеринбурге для Храма на Крови, в Невьянске, Челябинской области, Новосибирске, трех городах Золотого кольца.

Новое же название предприятия звучит старинно-современно: "Порцелановая мануфактура Чарсова", или "CHARSOFF porcellaneous works". Весь эксклюзив - "от Чарсова". Скромный по натуре Владислав Евгеньевич так объясняет непросто давшееся ему решение: "Когда человек дает продукции свое имя, он сам становится гарантом ее качества".

Круг потребителей будущей продукции чарсовской мануфактуры очерчивается как средний класс и богатые. Но без массовки не обойтись: эксклюзивные технологии по определению имеют самую низкую рентабельность из возможной. И вообще, говорит Чарсов, эксклюзив - это тот импульс, что должен двигать массовую продукцию. Массовую, но тоже выверенную с точки зрения художественных достоинств. Например, уже выполнена серия кружек "Сказы Бажова". Так сказать, штамповка без штампов. По логике перемен на сысертском фарфоровом, в будущем в Екатеринбурге может появиться бутик "Чарсовский фарфор". Звучит почти как "кузнецовский". Каково оно будет, посмотрим. Если понравится и жить будем хорошо, прикупим чего-нибудь "чарсовского".

Свердловская область