Будет ли дорожать бензин- не вопрос

Вопрос в том, насколько

О грядущем кризисе на розничном рынке моторного топлива говорят уже несколько месяцев. Главной его причиной называют изменения в налоговом законодательстве, которые вступят в силу с начала следующего года. По новой схеме уплата акцизов на топливо переносится с нефтеперерабатывающих заводов на владельцев АЗС. При этом будет использоваться система возврата акцизов тем торговцам, которые владеют мощностями по производству или продаже бензина на правах частной собственности. То есть агенты, покупающие нефтепродукты на НПЗ, а затем перепродающие их заправкам, получат выплаченные акцизы обратно.

Однако с возвратом акцизов могут возникнуть проблемы, считают в Российском топливном союзе (РТС): "У нас в стране очень сложно получить деньги, ушедшие в казну. Еще сложнее государству расстаться с ними". Кроме того, новые правила вынудят мелкие компании, арендующие оборудование, уйти с рынка. Его монополизируют более крупные игроки.

Только эти нововведения, по оценкам отраслевых аналитиков, могут поднять цены на топливо примерно на 5%. Прежде всего потому, что пока непонятно, насколько слаженно будет работать схема возврата акцизов.

К много более крупному повышению стоимости бензина приведет повышение акцизов на 45%. По оценкам экспертов, только этот фактор поднимет цены на топливо на 10 - 13%. Представитель РТС озвучил прогноз на январь 2003 года: АИ-92 будет стоить 17 рублей за литр.

У руководителя департамента налоговой политики МНС РФ г-на Карасева другое мнение: "На начало 2002 года доля акцизов в розничной цене на бензин составляла 25%. При введении в действие увеличенных ставок акциза на нефтепродукты с учетом произошедшего роста цен доля акциза в цене бензина составит около 28,5%. Таким образом, введение с января 2003 года увеличенных ставок акциза объективно не может повлечь существенного увеличения цен на нефтепродукты". В то же время МНС прогнозирует рост экспорта нефтепродуктов в 1,5 раза и повышение внутрироссийских оптовых цен с января 2003 года.

Зависимость розничного рынка от ценовой ситуации на оптовом рынке нефтепродуктов России не вызывает сомнений. Летом эксперты оценили потолок покупательской способности россиян в 10,5 рубля за литр АИ-92. Осенью речь идет уже о 17 или 25 рублях.

Чем объясняется скачкообразное повышение розничных цен на бензин

В течение всего прошлого года и зимой автолюбителей радовало плавное снижение цен на основной бензин на автозаправочных станциях Свердловской области. А в июне и июле неожиданно, как показалось многим, по заправкам прокатились две волны повышения цен на АИ-92. Пресса нагнетала ажиотаж: нефтяники договорились, поэтому бензин дорожает и будет дорожать. Между тем рост розничных цен на топливо был предсказуем и логичен. МНС связывает рост цен на бензин исключительно с конкурентной борьбой крупных нефтяных компаний с независимыми участниками рынка нефтепродуктов.

Резкий скачок прогнозировался еще в мае, но тогда розница выросла незначительно. Это с вероятностью позволило предположить повышение. Закупки топлива владельцы АЗС производят на оптовом рынке у нефтяных компаний или компаний-перепродавцов. Оптовый сегмент топливного рынка оказался чрезвычайно чувствителен к изменениям конъюнктуры мирового рынка нефти-сырца и продуктов ее переработки. Розничный сегмент гораздо инертнее, к тому же ценовая эластичность некоторых видов топлива весьма незначительна. Между тем цены на топливо не могут расти до бесконечности: существует определенный потолок, который определяется ожиданиями потребителей и их покупательской способностью.

Розничные цены в Екатеринбурге начали резко расти с 1 мая 2002 года. Впечатляющий рост высокооктанового бензина объясняется взрывным ростом цен на топливо в целом (оптовая цена АИ-92 за май - июль выросла почти на 40%). Именно опережающий рост оптовых цен и стал двигателем роста розницы в июле. При этом наиболее значительно подросли цены на те виды нефтепродуктов, для которых отставание оказалось значительнее (АИ-95 и АИ-92).

За лето розничные цены на АИ-92/93 выросли на 2 рубля 10 копеек. Рост цен на другие виды топлива за этот период был меньше: 1 рубль 20 копеек для бензина А-76/80 и 1 рубль 60 копеек для бензина АИ-95, дизельное топливо подорожало всего на 50 копеек. С началом осени розничные цены практически не изменились.

Оптовые цены по темпам роста опережали розницу в течение лета таким образом, что даже после очередной волны повышения розничных цен опережение составляло 15 - 20%. В июле рост цен в оптовом сегменте замедлился. С первых недель месяца наблюдалось падение цен на дизельное топливо и низкооктановый бензин, а цены на высокооктановые бензины очевидно достигли верхней точки.

В конце августа розничные цены на высокооктановый бензин в Екатеринбурге подтянулись в среднем на 20 копеек за литр топлива, а в последних числах сентября зафиксировано повышение розничных цен на "высокий октан" в Тюмени в среднем на 30 копеек. В сентябре оптовые цены на нефтепродукты изменились незначительно, зато с первых дней октября вместе с понижением среднесуточной температуры и "подогревом" мирового рынка нефти стали расти и отпускные цены на российских нефтеперерабатывающих заводах.

Как будет развиваться ситуация

Ценообразование происходит в сегменте крупного опта (цены продавцов с нефтеперерабатывающих заводов), поэтому у региональных трейдеров, в том числе и владельцев сетей АЗС, мало пространства для маневра. И когда маржа постоянно снижается (что поделать, конкуренция), а разбег оптовых и розничных цен заставляет проверять на прочность бизнес каждого отдельно взятого оператора нефтепродуктового рынка, решение о повышении отпускной цены выглядит единственно возможным выходом.

Существует один объективный ограничитель роста розничных цен на нефтепродукты, который не может контролироваться ни государством, ни каким-либо из игроков топливного рынка в краткосрочной перспективе - это покупательская способность населения. Именно она и ограничивает рост цен на нефтепродукты.

В первую очередь повышение розничных цен следует ждать в регионах, где конкуренция между трейдерами низкая. Однако уже сегодня многие продавцы бензина серьезно озабочены грядущим изменением законодательства, которое может определить рост цен с 1 января 2003 года. Сегодня доля косвенных налогов в розничной цене на автобензин составляет 35 - 37%, и любое изменение в законах, регулирующих деятельность "бензиновых королей", станет мощнейшим фактором влияния на складывающуюся ценовую ситуацию.

Дальнейшая динамика цен на уральских АЗС будет зависеть от упорства нефтетрейдеров, ситуации в оптовом сегменте топливного рынка, действий правительства в части налогообложения АЗС, изменения экспортных пошлин на нефтепродукты, установления балансовых заданий по "заведению" нефти на НПЗ. В свою очередь оптовые цены внутри страны будут зависеть от политики РФ на мировом рынке нефти и складывающейся ситуации на ведущих мировых торговых площадках сырой нефти.

Уйдут ли с рынка частные трейдеры

В конце июля Советом Федерации РФ одобрен закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ". По нему с 1 января 2003 года выплата акцизных сборов на нефтепродукты переносится с нефтеперерабатывающих заводов на покупателей и владельцев АЗС. Если следовать логике чиновников, взимать акциз с заводов, которых по всей России наберется около тридцати, сложнее, чем с 30 тысяч АЗС. В результате с нового года топливные акцизы, увеличившись на 45%, поменяют "адресат".

Сегодня ставка акциза на высокооктановый бензин составляет 1,6 руб. за литр. По новым тарифам она вырастет в среднем на 70 копеек. К этой сумме следует прибавить НДС, налог на прибыль и т.д. В результате первоначальная цена на бензин поднимется больше чем на рубль. Дальше денежный ком будет расти со скоростью света. Нефтеперерабатывающие заводы отпускные цены не снизят, так как их рентабельность на пределе. АЗС будут получать бензин по прежней цене (которую раньше НПЗ выставляли с учетом акциза), но при этом сами будут накручивать 3 рубля на тонну, чтобы вернуть уже с потребителя затраченные средства.

Плюс к тому АЗС, не попадающие под упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2003 года будут вынуждены платить налоги на общих основаниях: 20-процентный НДС, 5-процентный налог с продаж, налог на прибыль со ставкой 24%, массу других. В итоге независимые владельцы, имеющие в собственности одну-две АЗС, окажутся в сложном положении. Перспектива для них - продажа бизнеса или заключение франчайзингового договора с крупной нефтяной компанией, при этом условия будет диктовать компания.

Трудности предвидят и мелкие нефтекомпании, и посредники-трейдеры: платить акцизный сбор придется и независимому трейдеру, покупающему бензин на заводе, и АЗС, берущей топливо у посредника. К тому же заниматься оптовой торговлей нефтепродуктами смогут только те компании, у которых есть лицензированные нефтебазы, с которых и будет реализовываться топливо. Однако требуемых хранилищ в наличии мало, в результате независимым заправщикам придется принимать условия нефтяных магнатов. По одному из сценариев крупные нефтяные компании, владеющие собственными нефтебазами и бензоколонками, будут продавать топливо мелким оптом (поставки нефтебаза - АЗС) по разным ценам: "своим" - без учета акциза, "чужим" - с применением ценовой дискриминации.

Итак, нефтяники использовали ситуацию с поправками в налоговое законодательство, чтобы не просто снять акцизы с заводов и переложить их на потребителей, но и выдавить с рынка независимых нефтетрейдеров. Осложнение организации бизнеса и прогнозируемое существенное снижение прибыли от торговли бензином через частную АЗС - факторы, меняющие конфигурацию региональных топливных рынков.

В ситуации, далекой от стабильности, можно утверждать: в краткосрочной перспективе бензин подорожает на 10 - 12%. Ориентировочно цена на АИ-92 в январе-феврале 2003 года вырастет до 12 - 13 рублей за литр.