Игра в классики

В челябинской культуре все ясно, классно и классично

Опрос небольшого количества челябинцев из разных сфер показал: называют одних и тех же людей, одни и те же учреждения, одни и те же явления. Очевидно, они и составляют основу челябинской культуры.

Макаров

Уровень балетного мастерства начальник управления культуры Челябинской области Владимир Макаров, инженер-электрик по образованию, меряет по одному критерию - "Жизели". Спектакль этот он смотрел раз тридцать, эталоном считает исполнение молодых Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Недавно вновь посетил знаменитый балет в Большом. Говорит, ощутил себя как на спортивном соревновании: артисты демонстрируют технику и высокие результаты в прыжках и беге на длинные дистанции. Он же в искусстве на первое место выводит энергию души. Владимир Николаевич - чиновник эмоциональный. Он не просто руководит культурой, а переживает за нее и, рассказывают, имел даже нервный срыв на культурной почве.

Зато культура при нем срывов не имеет. Если продолжать тему "Жизели", то в последние годы театр оперы и балета, традиционно считающийся одним из столпов культуры любого региона, заметно поднял уровень. Началось со спектакля разорительного, объемного, редко ставящегося именно в силу дороговизны и масштабности - оперы "Руслан и Людмила". Успех привлек творческие силы в труппу, также как и ставший традиционным фестиваль "Ирина Архипова приглашает" (он проводился и в других городах региона, но именно в Челябинске прописался на постоянное место жительства). Балетная труппа пополнилась выпускниками Пермского хореографического училища, из Уфы. Но в то время как знаменитая пермская сцена отдана опытным солистам, челябинская смело предоставляется молодым. Отсюда особая эмоциональная атмосфера балетных постановок, да и техника быстрее нарабатывается в частых выступлениях. Макаров свято верит, что лучшая Жизель сегодня проживает в Челябинске.

Отдав должное душевности в искусстве, Макаров остается ярым материалистом. В кресло начальника областной культуры пересел из директорского кресла драмтеатра (а одно время даже сидел в двух). (Драмтеатр, кстати, прославился в Уральском регионе как одно из первых учреждений культуры, ведущих успешную коммерческую деятельность). Еще раньше возглавлял кукольный театр. На задачи административного работника посмотрел с точки зрения руководителя конкретного творческого учреждения. Ему не требуются советы и указания, чем заниматься. Ему нужна помощь в создании благоприятных материальных условий существования. Особенно сложно живет село. Библиотека в селе - основной и нередко единственный очаг культуры. По программе "50 на 50" (фонд Сороса и фонд губернатора) в область было отправлено 600 комплектов литературы, в каждом около 200 книг.

Для выполнения этих двух задач - привлечения внимания к культуре и привлечения денег в культуру - Макаровым придумана простая и эффективная акция: презентация культуры района в областном центре. Из 42 районов 26 уже представлены. "В обычной жизни культура знает свое место, и оно не в передних рядах. Когда же руководитель администрации выходит на большую областную сцену, чтобы представить район, а в зале губернатор, министры, руководство законодательного собрания, а потом сам из зала смотрит концерт и удивляется, что в его городе или районе живут такие талантливые люди, - он уже иначе рассматривает культуру, - говорит Владимир Макаров. - После презентации Миасса, например, глава администрации выделил три квартиры деятелям искусства и стал еженедельно объезжать учреждения культуры, вникать в их проблемы. Около 10 миллионов внебюджетных рублей было привлечено в культуру области благодаря Дням районов". Так что и из показухи можно извлекать пользу.

Еще один путь притока капитала в культуру области - шоу-бизнес. В то время как во многих городах он отпущен в свободное плавание, и мощная графа доходов отдана в частные руки, в Челябинске он находится в государственных руках и рамках тоже. Прибыль поступает в госказну и идет на развитие города. А средства немалые: один день аренды драматического театра стоит 120 тыс. рублей. В целом же в Челябинске можно говорить о сильной материальной зависимости учреждений культуры от власти и ее культурной политики. К примеру, если в Екатеринбурге театры получают средства на зарплату и коммунальные услуги, а "постановочные", "гастрольные" и "проектные" чаще добывают сами, то в Челябинске спонсорство не развито столь масштабно, зато государство отстегивает и на постановку новых спектаклей, и на гастроли, и на фестивали.

О фестивалях - особо. В Челябинске их с каждым годом становится все больше: они служат тем же двум задачам - привлечению внимания и привлечению средств. А еще они создают атмосферу праздника. "Человек, побывав один раз на праздничном мероприятии и получив удовольствие, придет еще. Ведь у каждого человека есть центр удовольствия, и его нужно умело возбуждать". Такую вот "физиологическую" базу подводит материалист-идеалист Владимир Макаров под фестивальную политику управления культуры и культурой.

В отношении эстетических пристрастий. Не нужно пристально всматриваться, чтобы обнаружить: власть в Челябинской области поддерживает преимущественно и почти исключительно традиционное искусство. Авангард пробивается сам. Владимир Николаевич предпочитает классику.

Орлов

Народный артист России Наум Орлов, в течение 30 лет главный режиссер Челябинского драматического театра (его называют театр Орлова), - тоже поклонник классики. В ноябрьской афише лишь две современные пьесы. Одна из сцен театра, малая, носит название чеховской: на ней предполагается поставить и показать все пьесы Антона Павловича. Последняя премьера - "Последние" Горького.

Театр Орлова - понятие прежде всего эстетическое. "Я считаю, что классика и есть самый современный театр; она потому и классика, что всегда современна. Это моя программная установка". После показа "Последних", рассказывает Наум Юрьевич, звонили и спрашивали: "Скажи честно, много дописал?". "Ни слова! Проблемы словно из сегодняшнего дня: коррупция, отношения отцов и детей, человека и общества".

Орлов яростно ищет яркую форму для современного содержания классики. "Ставить как всегда - скука отчаянная". Он известен даже некоторой формальной эклектикой, но в рамках классической русской школы, психологического театра. Челябинский зритель уже приучен к орловской мере традиции и новаторства ("Когда-то мы даже шли на творческий конфликт со зрителем, и победили"). Заполняемость зала, а в нем 900 мест, больше чем на половине спектаклей аншлаговая.

В 1998 году челябинский драматический был признан лучшим театром страны. Причем оценивался театр не только с точки зрения искусства, но и с точки зрения хозяйства. О Науме Орлове говорят как о "строителе": собственной эстетики, труппы, зрителя, здания и ежедневной жизни в нем.

Калужских

В ответ на потребности тех, чей "центр удовольствия" тяготеет к иным театральным формам, в Челябинске существует несколько театров, работающих в современных жанрах и техниках. Это и драматический театр "Манекен", выросший из студенческой самодеятельности, и обладатель первой в области "Золотой маски" театр современного танца Ольги Пона. Несколько лет назад возник и сегодня активно засвечивается на различных фестивалях в России и за ее пределами театр "Бабы", созданный Еленой Калужских: в нем и играют женщины, и рассказывается в его постановках о женщинах. Он прославился использованием модной сегодня документальной техники "вербатум", основа которой - живая речь реальных людей.

Недавно мастерская новой пьесы "Бабы" показала новую работу. Спектакль "Ты мне долго будешь сниться" девушки посвятили проводницам и пассажиркам. Собственно идея "комедии на колесах", как обозначила жанр спектакля его автор главная из "Баб" худрук Елена Калужских, пришла сама. В последние год-два девушки стали часто ездить с фестиваля на фестиваль, а это долгие переезды на поездах. И масса наблюдений.

В новом спектакле нет ни реплик, ни диалогов. За героев говорит и поет "Радио МПС", которое транслируется в поездах дальнего следования. Декорации - две скамьи. Четыре актрисы за часовой спектакль предлагают зрителю галерею знакомых вагонных образов. Энергичная челночница, интеллигентная дама с саженцем, беременная деревенская баба, студентка, продавщица. И, конечно, хозяйка тамбуров и хранительница заветного ключа от туалета - проводница.

Вагон поезда - самодостаточный мир. В России в поездах не ездят - в них живут, по возможности устраивая быт, а в отдельных случаях - судьбу. Актрисы Алла Точилкина, Юлия Резниченко, Наталья Сколова и Янина Кривоспицкая рассказывают обо всем, что случается с людьми в дороге, в жанре пантомимы. Все это так и осталось бы остроумными и мастерски отделанными сценическими этюдами, от которых зал то и дело впадает в хохот, если бы не важная режиссерская мысль. Вагон Елены Калужских движется не куда-то. "В Москву! В Москву!" едет Россия в поисках сытости и правды. И что видит по приезде? Дождь, холодный душ разочарований.

В каком-то смысле актрисы играют самих себя. Провинциальный театр, который не имеет собственной крыши и таблички над дверью в родном Челябинске, довольно быстро стал известен в столице и даже за границей. Но первый успех нужно как минимум подтверждать. А сделать это можно только оставаясь верными себе. "Бабы" едут, куда хотят. Кстати, на днях они едут в Омск, где покажут самый известный свой спектакль "Солдатские письма" на фестивале молодых театров России.

Лебедев

На вопрос, куда он водит своих гостей и гостей города, Владимир Макаров ответил так: в театр оперы и балета, в органный зал и на концерт оркестра народных инструментов "Малахит". Последний - местный музыкальный шедевр, самая красивая звуковая "визитная карточка" Челябинска. Вдохновленный заслуженным деятелем искусств профессором Академии культуры Виктором Лебедевым, оркестр исполняет оперные произведения и джазовые импровизации, Рахманинова и Бородина, французский шансон и песни Beatles. С оркестром выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Леонид Сметанников и Иосиф Кобзон. На Всемирной выставке в Португалии культуру России представлял именно "Малахит". Имя его художественного руководителя в Челябинске знаковое, его знают даже те, кто не слышал сам оркестр - а таковых немного.

Органный зал - тоже местная достопримечательность. Удивительно, как культуре удается удерживать за собой здание бывшего собора. Органный зал - редкость даже для областных центров. Тем важнее он для Челябинска, в котором, при достойном количестве театров, нет полноценного концертного зала.

Челябинская область музыкально богата. В Магнитогорске действует консерватория, взращивающая кадры. Там же работает прославленная хоровая капелла. Музыкальное искусство области активно развивается как в традиционном, так и новаторском ключе. В Челябинске создан камерный оркестр "Классика"; авангардной музыкой и различными экспериментами ведает "Новый художественный ансамбль"; один из первых мюзиклов в провинции был поставлен в Магнитогорске. Наконец, популярнейший некогда ансамбль "Ариэль" также из Челябинска. При всем том музыкальному обилию и относительному разнообразию проявить себя негде. Даже "Малахит" не имеет постоянной сцены для концертов. Это наиболее заметная диспропорция в культуре Челябинской области.

Челябинск