"Только новая генерация политиков способна сделать регион инвестиционно привлекательным"

Джамал Гиназов
18 ноября 2002, 00:00
  Урал

- считает председатель Совета директоров Карабашского медеплавильного комбината и начальник управления перспективного развития УГМК Алексей Борщенко

- Отношения с властью в Челябинской области складываются не у всего бизнеса, а только у того, который местная власть считает "своим", который ей обязан. Самое печальное, что такая система делает губернатора заложником собственного окружения. Даже если он захочет что-либо изменить в методах общения с бизнесом, с топ-менеджерами, ему вряд ли это позволят. Не позволят именно те люди, которые много лет состоят в его команде и больше всего боятся выхода своего лидера из искусственно ими же созданной изоляции - к новым людям, структурам, идеям и концепциям развития области. Это тормозит динамику всего региона.

Я категорически против административного давления на бизнес. Тем не менее, я против очередного передела, грозящего принять неуправляемый характер. Ведь недовольных политикой властей в Челябинске и области очень много, и это недовольство таится под спудом до поры. Власть рано или поздно сменится, что тогда? Новый массовый передел? Административно законсервированные ситуации имеют обыкновение взрываться...

Каков выход? В первую очередь федеральный центр должен указать южноуральским чиновникам на недопустимость выстраивания взаимоотношений с бизнесом исходя из одного только принципа лояльности. Превалировать над всем должны закон и экономическая эффективность. Хорош ли по-твоему закон, устраивает ли он тебя меньше, чем конкурентов - он един для исполнения всюду.

Второе - нормальный диалог. Находит же возможным президент Путин разговаривать с менеджерами, искать приемлемые правила игры вместе с руководителями ФПГ, крупных холдингов, промышленных союзов? Почему бы региональным лидерам не последовать примеру? И совсем уж негоже, когда первое лицо субъекта федерации "консультирует", как себя должна вести судебная инстанция, чью сторону принять, какой вердикт вынести...

Давайте сравним правовое поле Свердловской и Челябинской областей. Нельзя сказать, что среднеуральский бизнес чувствует себя полностью защищенным. Но времена, когда губернатор одним телефонным звонком решал судьбу целого предприятия, давно позади. Росселю хватает мудрости не делать резких заявлений по спорным вопросам до решения суда. Одернуть Сумина в Челябинской области пока некому. Хотя высказывания на эти темы представителя президента в УрФО Петра Латышева весьма многозначительны: это еще один живой пример того, как власть должна вести себя в спорах хозяйствующих субъектов.

Интересных, перспективных для бизнеса предприятий в Челябинской области множество. Как и способных менеджеров. Но крупные челябинские предприниматели давно разочаровались в способности областной власти сформулировать и предложить внятную промышленно-экономическую политику, четкие правила игры для инвесторов, защищающие их права. Только "новая кровь" или новая генерация ответственных и трезвомыслящих политиков способна сделать регион по-настоящему инвестиционно привлекательным.

А то, что промышленность Челябинской области представляет интерес для серьезных ФПГ, повторюсь, - факт. Причем область интересна не только отечественному бизнесу. Но инвестиционные деньги придут сюда лишь тогда, когда местная власть выстроит четкие, понятные и приемлемые для бизнеса правила. Без деления на "своих" и "пришлых". В интересах населения, а не кучки чиновников.