Мнения

25 ноября 2002, 00:00
  Урал

Олег Богомолов: Биков работает жестко

- Разумно ли, что курганскую энергетику спасают пришлые менеджеры?

- У меня нет оснований не доверять Бикову и его команде. Они профессионалы. Хотя и работают достаточно жестко.

- Вам удается согласовывать позиции?

- Мы подписали в Москве протокол - свидетельство того, что обе стороны настроены на конструктив. Есть общий взгляд по ряду позиций. Мы согласны с тем, что пора, наконец, объяснить потребителю: перестаньте жить в долг, время дармового электричества закончилось. Компания делает это своими методами, администрация области - своими. Я дал указания областному финансовому управлению по поводу согласования бюджетов муниципальных образований - в них обязательно должна быть заложена внятная схема расчетов с энергетиками. Занимаемся оптимизацией энергопотребления в социальной сфере: будем использовать ресурсов ровно столько, сколько может оплатить бюджет.

- На что менеджерам УЭУК стоит обратить внимание в первую очередь?

- На тарифы. С созданием единой управляющей компании Тюменьэнерго могло бы поставлять нам электроэнергию по своим внутренним расценкам. Пока руководство УЭУК не озвучило позиции на этот счет. Но мы надеемся на понимание.

Артем Биков: "Повышение тарифов для нас не самоцель"

- Артем Эльбрусович, создание УЭУК - целиком инициатива Анатолия Чубайса? Или вы тоже способствовали тому, чтобы создать структуру, через которую сможете рулить процессом выбивания миллиардного долга с курганских неплательщиков?

- В руководители УЭУК я не рвался. Скажу больше, Чубайс ломал меня часа полтора - это очень долго, учитывая, какая в РАО ЕЭС дисциплина. Чтобы получить долги, не обязательно было городить огород с управляющей компанией. Тюменьэнерго как кредитор имело все правовые возможности, чтобы перевести на себя долги курганских неплательщиков и работать с ними напрямую: суды, приставы, внешнее управление и так далее. Мы в этом плане не ленивые. А брать на себя головные боли по поводу вывода хронически депрессивной системы из кризиса - не самое большое удовольствие. Но дело сделано.

- В числе виновников кризиса Курганэнерго нередко называют власти Зауралья. Губернатору Богомолову и мэру Кургана Ельчанинову есть в чем каяться?

- Охота на ведьм - не хобби нашей команды. Какой смысл сегодня разбираться, откуда у кризиса ноги растут? Важнее понять, что нужно сделать, чтобы из этой ситуации выйти, нормализовать работу системы. А вообще житейская практика показывает: в любом конфликте вина всегда 50 на 50. Топ-менеджеры Курганэнерго виноваты ровно настолько, насколько и власти.

- Поэтому в руководстве УЭУК нет ни одного представителя менеджемента Курганэнерго?

- Те, кто утверждает, что мы по принципиальным соображением решили отказаться от услуг зауральских кадров, ошибается. Управленческий штат УЭУК только формируется, не исключаю, что привлечем к работе и курганцев. Совершенно точно могу сказать, что в компании будет работать экс-гендиректор Курганэнерго Петр Чукин.

- На каких мероприятиях базируется антикризисная программа?

- Скорее, на принципах. Будь прозрачным, не ври, не обещай того, что не можешь. А пообещал - сделай. В Кургане начали с наведения элементарного финансового порядка как внутри системы, так и в отношениях с неплательщиками, цель - добиться абсолютной прозрачности учетов, выяснить, какие у компании есть внутренние резервы. Когда определимся, положим на стол курганских властей перечень первоочередных мероприятий, и в связи с этим - наши запросы.

- Запросы - это повышение тарифов?

- Не факт. Повышение тарифов для нас не самоцель, а один из многих инструментов решения поставленных задач. Когда ты можешь внятно показать, чего ты хочешь этим добиться, вопрос становится чисто техническим. Именно так мы работаем с тюменской объединенной РЭК. Результаты налицо. На будущей год Тюменьэнерго вводит в эксплуатацию 1020 МВт новых мощностей: такого в бывшем СССР не было с 1993 года. Как раз за счет средств, заложенных в новые тарифы.

- А вот Курганэнерго в новых тарифах было отказано...

- Видимо, аргументация оказалась недостаточной.

- В Тюмени вы работали в энергоизбыточной компании. Курганэнерго - дефицитна.

- Видимо, вы удивитесь, если я скажу, что энергоизбыточность - минус для энергокомпании. Получить в полном объеме деньги с ФОРЭМ, куда поставляется "лишняя" энергия, еще никому не удавалось. Энергодефицитным компаниям с точки зрения экономики работать проще: чтобы решить проблему долгов, достаточно эффективно использовать правовую базу.

- УЭУК - структура завершенная или возможно ее расширение за счет взятия в управление новых энергокомпаний?

- Вопрос не ко мне, а к руководству РАО ЕЭС. Скажу одно: Чубайс - прагматик. Если он решил передать две энергосистемы в единое управление, это еще не значит, что далее неотвратимо последует процесс консолидации прочих уральских АО-энерго. Но если Чубайс увидит в этом свои резоны - как показывает практика, для него нет ничего невозможного.