C октября в выставочных центрах Екатеринбурга активизировались ярмарки, выставки туристических путевок, конференции профессиональных участников туристического рынка. После небольшой межсезонной паузы туристические фирмы возобновили раскрутку продуктов и предложений - впереди зимние каникулы и летний сезон-2003.
Активность презентационных мероприятий объяснима: свердловский рынок туризма находится в пике конкуренции, число турфирм ежегодно увеличивается почти вдвое. Но рост рынка до бесконечности продолжаться не может: число путешественников - потенциальных потребителей услуги ограничено. Поэтому количество продавцов туристических услуг будет регулироваться по принципу естественного отбора.
Южная ночь
На Урале предпринимательство в области оказания туристических услуг начало формироваться в самом конце 80-х. Первыми загрантурами стали образовательные поездки для топ-менеджеров. Бизнесмены и руководители промышленных предприятий целыми группами отправлялись в Европу перенимать капиталистический опыт. На такие поездки был хороший спрос: наши люди впервые получили возможность свободно ездить за рубеж. Тогда же как класс появился эксклюзивный индивидуальный турист - вкусивший красивой жизни директорат уральских предприятий.
Вторая волна популярности заграничного туризма нахлынула в начале 90-х с расцветом челночного бизнеса: коммерсанты целыми самолетами летали в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию и Китай за товаром. Турфирмы перестроились на шоп-туры и стали отправлять чартеры по два-три раза в неделю прямо из Екатеринбурга.
В начале 90-х успешно продавалось любое зарубежное направление, даже немодная сегодня Болгария. Клиент особо и не вникал, в какую страну он отправляется, главное - он летел за границу. Турфирм тогда было не больше десятка. С одной стороны, работалось на таком узком рынке довольно легко: конкуренции особой нет, да и турист неизбалован. С другой - трудно: только начинал отрабатываться опыт взаимодействия с аэропортом, таможней.
Неизвестно, каких степеней развития достиг бы туристический рынок Свердловской области ныне, если бы не дефолт: народу стало не до путешествий. Туристическая география почти не сократилась, значительно снизился объем перевозок. Более того, в октябре 1998 года появился "наш ответ кризису" - туры в Тунис для тех, кто сумел пережить дефолт и готов был по-прежнему обеспечить себе зарубежный отдых.
На волне кризиса многие турфирмы переориентировались на массовые вояжи в двухзвездные отели, преимущественно южных направлений (Турция, Египет и Кипр). Уральцам, неизбалованным хорошей погодой, особенно хотелось припасть к соленой воде и понежиться на жарком солнце. И пока жители средней полосы России в групповых (чаще всего автобусных) турах знакомились с Европой, наши люди поджаривали себя на пляжах.
Южные туры оказались наименее затратны с точки зрения как организации, так и оплаты удовольствий, поскольку предполагали днем пляж, ночью - дискотеку, минимум экскурсий и траты только на сувениры. Спрос на эти направления оказался предельно высок, именно он в значительной мере спровоцировал появление на уральском рынке новых операторов.
Нашествие
Но не менее важной причиной перманентного притока новых турфирм на рынок стал низкий порог вхождения в этот бизнес. Окрыть турфирму сегодня проще простого. Достаточно после регистрации предприятия и открытия офиса подать в областное министерство по физической культуре, спорту и туризму (ФКСиТ) заявку на получение лицензии на турагентскую деятельность, стандартный пакет документов и заплатить всего 1,3 тыс. руб.
Туристические компании стали появляться как грибы после дождя. С двух десятков в 1997 году их число выросло более чем в 10 раз и сегодня составляет 245 (в том числе 18 действующих на территории Свердловской области операторов зарегистрированы в областных городах, еще 3 - в Москве и 1 - в Санкт-Петербурге). Правда, турфирм сегодня могло быть почти три сотни - именно столько их было в области в январе этого года. Но ряды организаторов туризма слегка почистило обязательное перелицензирование в соответствии с изменениями на федеральном уровне: до 10 февраля 2002 года лицензировался только международный туризм, а теперь - весь.
Появление новых операторов в какой-то мере регулируют и сами лицензионные требования. В частности, далекие от туризма люди получить лицензию не могут: у руководителя фирмы должен быть стаж работы в туризме не менее трех лет, не важно, кем директор был в прошлом - менеджером или экскурсоводом. Правда, новичку турбизнеса ничто не мешает открыть бизнес, наняв в качестве исполнительного директора компании бывшего турменеджера. Главное, чтобы этот менеджер хорошо разбирался в нюансах туризма и ориентировался на рынке. Ведь выжить в условиях, когда большинство агентств предлагает клонированный товар, очень трудно.
От общего к частному
Действительно, самые популярные туристические маршруты, предлагаемые свердловскими фирмами, до боли похожи: весь массовый туризм делается по одному принципу. Формируется стандартный пакет предложений - и, уже готовый, продается клиентам. Эксклюзивные туры пакетами не продаются, более того, пока клиент не придет в офис фирмы, индивидуальных путевок вообще не существует. Менеджеры приступают к разработке маршрута, только изучив пожелания заказчика.
Специализация на индивидуальных или массовых направлениях, по большому счету, является выбранной руководством стратегией развития фирмы, позиционированием на рынке. Ведь доходность этих двух видов бизнеса практически одинакова: прибыль от любой проданной путевки составляет порядка 5 - 10%. Но если на народных направлениях доход делается с большого оборота, то на эксклюзивных - с высокой стоимости путевки: один "индивидуал", как правило, стоит двух "массовиков".
Разница заметна главным образом в организации этих двух видов туров. С одной стороны, массовые направления давно отлажены, и народ катается по миру по накатанным рельсам. С другой - при такой массовости (в сезон фирмы отправляют туристов в Анталию и Египет сотнями) затруднен контроль, и случается, что кого-то не встретили или поселили не туда, куда обещали.
Исполнение эксклюзивных пакетов более сложно и затратно в плане организации. Индивидуальные туры предполагают исполнение всех фантазий клиента - цветы в номер, шампанское в ванну. При этом качество услуги априори должно быть на высоте. Для новичков турбизнеса это непростая задача, так что почти все вновь возникающие компании предпочитают оттачивать профессионализм на туристических потоках. И лишь со временем переходят на индивидуальные пакеты. Вот почему переизбыток предложений сегодня отмечается именно в секторе массового туризма.
Сгорел от жадности
Несоответствие спроса и предложения объясняет и жадность туристических компаний, желание отправить за рубеж как можно больше чартеров. Сегодня на уральском рынке туризма вообще сложилась такая ситуация, когда конкуренты соревнуются друг с другом "самолетами" - кто больше? Если конкурент заказал два чартера, мы отправим три. Таким образом, число турпредложений на массовых направлениях постоянно увеличивается. Туристов же, как мы отмечали, больше не становится.
Еще одна особенность работы турфирм на рынке, приводящая к переизбытку предложений, - "жесткие блоки", обязательство выкупать у чартеродержателя фиксированную квоту билетов. К примеру, компания берет 100 мест в чартере в Анталию, получает скидки и при условии продажи всех мест имеет хорошую прибыль. Но не всегда удается продать все туры, и это грозит убытками: жесткий блок не предполагает возврат купленного товара. Зачастую "горящие" путевки приходится продавать ниже себестоимости.
Постоянная нервотрепка (наберется ли самолет к отлету?) и убытки от "горящих" туров за годы работы на рынке заставили многие турфирмы перейти на работу в "мягких блоках". Их суть - в покупке мест в самолете по мере спроса со стороны туристов. Цена билета при этом выше, прибыль фирмы соответственно ниже, но зато и сам бизнес стабильнее, а работа - спокойнее.
Участники рынка предпочитают не рисковать, потому что прогнозировать тенденции в туризме крайне сложно. Конечно, опытные менеджеры способны с большой долей вероятности сказать, когда чартер пойдет полупустой, а когда будет забит до отказа. Но проблема в том, что туристический бизнес сродни казино: рассчитывать на выигрыш можно всегда, гарантировать его получение куда проблематичнее.
Туризм чутко реагирует на малейшие изменения в политической, экономической и общественной жизни. Он чувствителен даже к факторам, незначительным для других видов предпринимательства, к тем же погодным катаклизмам. И если где-нибудь в Зимбабве самолет неаккуратно приземлится, путешественники из Екатеринбурга тут же могут побежать сдавать путевки.
Конечно, массово "горящие" туры - катастрофа для туроператора. Но многие участники рынка научились извлекать из этого выгоду. Для этого менеджеры каждое утро начинают с анализа рынка, изучения горящих предложений. Когда цены на них снижаются до минимума, конкурирующие компании выкупают эти туры по выгодной цене и предлагают их своим постоянным клиентам. Довольны все: клиент - потому что очень дешево отдохнул, турагент - потому что сделал приятное клиенту и немножко заработал, туроператор - потому что у него не пропал "горящий" тур.
Глобальное снижение цен на "сгорающие" путевки породило новую категорию путешественников - охотников за дешевыми турами. Нынешним летом, например, по туристическим офисам ходили толпы людей с тетрадками, в которых переписаны все екатеринбургские предложения, и с порога спрашивали: а спецпредложения у вас есть? Именно переизбыток туристических предложений на рынке дал свердловчанам возможность увидеть мир: благодаря спецпредложениям (выражение "горящий тур" не в моде) горожане имеют возможность вместо одного раза отдыхать дважды в год. За те же деньги.
Экономить на отдыхе вполне резонно хотят и состоятельные туристы. На екатеринбургском туристическом поле за последнее время появилась новая категория - "семейные" турфирмы, обслуживающие круг своих часто путешествующих состоятельных друзей и знакомых. Чтобы ни у кого не перекупать путевки, они сами формируют туры и путешествуют по ним своей компанией. Естественно, такие туры стоят дешевле. Но век "семейников" чаще всего недолог. Вхождение в бизнес ничего не стоит, а вот продержаться в нем непросто. Одно дело - обеспечить высокий стандарт услуги узкому кругу "своих" клиентов, совсем другое - держать безупречное качество, работая на весь рынок.
Народ против
Качество в сфере оказания туристических услуг особенно важно, потому что турист становится все более искушенным. Сегодня все реже клиенты соглашаются мчаться огромной толпой от аэропорта к автобусу, от автобуса к гостинице, наконец, от гостиницы к пляжу. Не по разу увидев Париж, испекшись под солнцем Анталии, они тянутся в более экзотичных направлениях. Вот только некоторые маршруты нынешнего лета: Бруней, Сейшелы, Мальдивы, Доминиканская республика, Бали.
Даже на массовых направлениях свердловчане хотели бы отдыхать в 4 - 5-звездных отелях (правда, платить они при этом готовы за три звезды), не экономя на сервисе. Тратя накопления на единственный в году долгожданный отпуск, везя с собой любимое чадо, народ хочет получить от такой поездки максимум удовольствий. На "две звезды" чаще соглашаются туристы с ограниченными финансовыми возможностями из небольших областных городов.
Еще одна характеристика свердловского туризма: отказ клиентов лететь в индивидуальные туры через Москву. Пусть дорого, но лучше из Екатеринбурга "Люфтганзой". А ведь перелет через Франкфурт ничем не отличается от перелета с хорошей стыковкой в Шереметьево-2, тем более в Домодедово, куда прилетают екатеринбургские самолеты. И в московском порту приходится ждать не более трех часов. Местные турфирмы, по большому счету, не возражают против желания клиентов летать только "своими" рейсами. Но постепенно к туристам приходит понимание того, что на местах максимальная география и большая безопасность полетов достигается не всегда. И нынешним летом резкое неприятие путешественниками транзитных перелетов начало смягчаться. А для турфирмы любое желание клиента - закон, сегодня его могут отправить хоть куда, хоть на чем.
Впрочем, уже вполне ясно, куда и на чем. Ведущие операторы рынка прогнозируют скорое появление дайвинговых чартеров. А почему бы и нет: сегодня дайвинг популярен так же, как горные лыжи пять лет назад. А ведь тогда никто и представить не мог, что в Андорру, Зальцбург, Мюнхен полетят целые самолеты горнолыжников.
Нет сомнений, что рост популярности эксклюзивного туризма на Урале продолжится. А фактором естественного отбора на рынке туризма станет неотъемлемый атрибут индивидуальных туров - высокое качество обслуживания. Ведь надежность фирмы подтверждается даже не столько многолетним стабильным присутствием на рынке, сколько субъективными рекомендациями друзей, знакомых. И если из 250 турфирм на рынке со временем останется только половина, но половина лучшая, никто возражать не станет.
Екатеринбург