К середине ноября российские металлургические предприятия должны были распределить между собой квоту (1,2 млн. тонн) на поставку стали в страны Европейского союза в 2003 году. Традиционно дележ происходит в рамках Союза экспортеров металлопродукции России (СЭМПР), под контролем Министерства промышленности и науки. Но в этот раз подписание всех необходимых документов было сорвано из-за особой позиции челябинского АО "Мечел". Его вытесняют с китайского рынка, поэтому он стремится расширить свои возможности торговать металлом в Европе и Америке. Сделать это, не попив крови у конкурентов, невозможно...
Мечел воспользовался тем формальным обстоятельством, что каждая новая схема распределения квот должна быть согласована абсолютно всеми российскими поставщиками металла в Европу, вне зависимости от масштабов поставок. Если этого не произойдет, то металлурги рискуют получить квоты при помощи другого механизма, разработанного в Министерстве экономического развития и торговли РФ,- аукционов. В этом случае прямые потери металлургов могут составить от 30 до 60 млн долларов. В первую очередь они лягут на плечи Северстали, Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов, для которых крайне важен европейский рынок сбыта. Мечел, между тем, направляет в страны Евросоюза (итоги прошлого года) всего около трех процентов от общего объема своей продукции, поставленной на экспорт, поэтому он теряет немного.
На рынке металлопродукции нынешнюю позицию Мечела расценивают как шантаж. Оценка неприятная, но другого выхода у предприятия нет - челябинских металлургов все активнее вытесняют с юго-восточного рынка, поэтому взгляд можно перевести только на Европу и США. Действия Мечела, направленные на срыв договоренностей о распределении квот, - следствие последних тенденций на мировом рынке стали, связанных с резким ростом выплавки стали Китаем. Только за последние два года китайцы увеличили производство стали на 48 млн тонн, при том что вся российская металлургия по предварительным прогнозам произведет ее в этом году около 60 млн тонн. Словом, недалек тот день, когда Китай своими силами будет закрывать собственные потребности в стали. И Мечел, естественно, желает расширить свое влияние на американском и европейском металлургических рынках. Предложенная в рамках СЭМПР система распределения квот ущемляет возможности челябинского предприятия в части увеличения экспорта в Западную Европу, поскольку размер квоты каждого производителя зависит от объема его экспортных поставок в предыдущие годы. У Мечела, как мы сказали, они невелики. Но эта беда, как говорится, не беда, поскольку недавно челябинский комбинат нашел оригинальный способ обойти квоты на европейском рынке, приобретя румынский сталеплавильный завод Kost.
Другим, ключевым для Мечела условием подписания итогового протокола о разделении квот на поставку стали в Европу является выход России из Всеобъемлющего соглашения по поставкам стали в США. Это соглашение действует с 1999 года и ограничивает объем поставляемой российской стальной продукции на американский рынок. Фактически оно было заключено "под" те же Северсталь и Новолипецкий комбинат. Остальным заводам оно закрывает дорогу на перспективный рынок.
И пить кровь конкурентов Мечел будет до тех пор, пока не получит четких гарантий выхода России из Соглашения.